Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация самостоятельной экспериментально — исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Познание
Автор: Дмитренко Анна Владимировна   
25.02.2025 12:48

Организация самостоятельной экспериментально — исследовательской деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация самостоятельной экспериментально — исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Дмитренко Анна Владимировна

В современном мире, где информация становится все более доступной, развитие критического мышления и способности к самостоятельному поиску знаний у детей приобретает особое значение. Одним из самых эффективных способов формирования исследовательских компетенций у дошкольников является организация самостоятельной экспериментальной исследовательской деятельности, позволяющей им на практике познавать окружающий мир.

 

Любопытство – это двигатель прогресса, а для маленького ребенка – естественное состояние. Каждый дошкольник от рождения стремится познать окружающий мир, разобрать игрушку, чтобы увидеть, что внутри, попробовать на вкус незнакомый предмет, выяснить, что будет, если смешать краски. Именно это неутолимое желание исследовать и является основой для организации экспериментальной деятельности. Дети не просто воспринимают информацию, они активно взаимодействуют с ней, пытаясь найти ответы на свои многочисленные "почему?" и "как?". Игнорировать эту потребность – значит упустить важную возможность для полноценного развития.

Целенаправленная организация исследовательской деятельности превращает хаотичные эксперименты в системный процесс познания. Ребенок учится не просто наблюдать, но и анализировать увиденное, сравнивать, классифицировать, выявлять закономерности. Например, наблюдая за тем, как тает лед, ребенок не только видит изменение состояния воды, но и начинает понимать процессы теплообмена, узнает о различных агрегатных состояниях вещества, что формирует базовые научные представления и закладывает основы для дальнейшего обучения в школе.

Однако, польза от экспериментальной деятельности не ограничивается только приобретением знаний. В процессе исследований ребенок развивает критическое мышление, учится выдвигать гипотезы, проверять их на практике, делать выводы и представлять результаты своих исследований. Кроме того, работа в команде, обсуждение результатов, обмен мнениями способствуют развитию коммуникативных навыков, умению аргументировать свою точку зрения и слушать других. Успешно проведенный эксперимент, даже самый простой, повышает самооценку ребенка, укрепляет его уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшим открытиям.

Для успешной организации самостоятельной экспериментальной исследовательской деятельности, педагог или родитель выступает в роли архитектора образовательного пространства. Прежде всего, необходимо создать стимулирующую среду, наполненную разнообразными и безопасными материалами, инструментами и оборудованием. Это может быть "уголок исследователя" в группе или дома, где в свободном доступе находятся лупы, мерные стаканы, пипетки, магниты, различные емкости, а также природные материалы: песок, глина, камни, листья, семена. Важно, чтобы дети могли самостоятельно выбирать материалы для своих исследований, не чувствуя ограничений и опасений.

Правильный выбор темы исследования – еще один ключевой аспект. Она должна быть не просто интересной, но и понятной ребенку, соответствовать его возрастным особенностям и опыту. Не стоит предлагать сложные и абстрактные темы, лучше начинать с простых и конкретных вопросов, касающихся повседневной жизни. Например, вместо исследования "глобального потепления" можно начать с вопроса "Почему лужа после дождя высыхает?" или "Куда девается вода, когда мы поливаем цветы?".

Тема исследования должна затрагивать реальные проблемы и вопросы, возникающие у детей, что повышает их мотивацию и делает процесс обучения более осмысленным. Если дети постоянно видят, как взрослые сортируют мусор, им будет интересно исследовать, какие материалы перерабатываются, а какие нет. Если они часто сталкиваются с тем, что продукты портятся, им будет интересно узнать, как их сохранить свежими дольше. Связь исследования с реальной жизнью делает его не просто упражнением, а инструментом для решения практических задач

Ключевым моментом является создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес и желание исследовать. Вместо навязывания готовых решений, важно поддерживать детскую инициативу, выступая в роли помощника и консультанта. Планирование эксперимента должно происходить совместно с детьми, вовлекая их в обсуждение необходимых шагов, материалов и инструментов, что позволит им чувствовать себя активными участниками процесса.

Необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности во время проведения экспериментов. Все материалы и инструменты должны быть безопасными, а действия детей — контролируемыми. После завершения эксперимента важно обсудить с детьми полученные результаты, помочь им сделать выводы и обобщения, позволяя объяснить свои открытия и ход мыслей.

Фиксация результатов – это важный этап экспериментальной деятельности, позволяющий детям систематизировать полученные знания и развивать навыки представления информации. Простые рисунки, изображающие ход эксперимента и его итоги, помогают визуализировать процесс и лучше его запомнить. Схемы и графики, даже самые простые, учат анализировать данные и выявлять закономерности. Ведение дневника наблюдений, куда дети записывают свои гипотезы, результаты измерений и выводы, развивает навыки письменной речи и научного мышления. Фотографии позволяют запечатлеть интересные моменты эксперимента и вернуться к ним позже.

Важно, чтобы выбранный способ фиксации результатов соответствовал возрасту и возможностям ребенка. Не стоит требовать от дошкольников сложных отчетов и таблиц, достаточно простых рисунков и кратких записей. Главное, чтобы процесс фиксации был интересным и не превращался в рутину. Поощряйте детей использовать разные способы представления информации, например, создавать презентации или короткие видеоролики о своих исследованиях.

Примерами увлекательных тем для экспериментальных исследований могут служить изучение свойств воды (растворимость, текучесть, испарение), воздуха (давление, состав), магнита (притяжение, отталкивание), света (отражение, преломление) и наблюдение за ростом и развитием растений. Каждая из этих тем предоставляет широкие возможности для проведения разнообразных опытов и экспериментов, которые не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и развивают их исследовательские навыки и творческое мышление. Возможность поделиться своими открытиями с другими детьми и взрослыми также является важным аспектом, способствующим закреплению знаний и повышению самооценки.

Главная задача педагога или родителя – создать благоприятные условия для самостоятельного исследования, быть внимательным наблюдателем и помощником. Важно не подавлять любопытство детей, поддерживать их инициативу, помогать формулировать вопросы и искать ответы, не давать готовые решения, а подталкивать к самостоятельному поиску, создавая атмосферу доверия и поддержки.

В заключение, организация самостоятельной экспериментальной исследовательской деятельности является мощным инструментом для развития познавательной активности, творческого мышления и исследовательских навыков у детей дошкольного возраста. Это увлекательное и полезное занятие помогает им лучше понимать окружающий мир и готовит их к успешному обучению в школе. Необходимо активно создавать условия для такой деятельности, поддерживать интерес детей к исследованиям и помогать им реализовывать свой потенциал. Стимулируя детское любопытство и направляя их исследовательский потенциал, мы закладываем прочный фундамент для успешного обучения и самореализации в будущем.

Список литературы:

  1. Алексеева О. В., Малова О. Н. Системный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 3. С. 98-102.
  2. Ванштейн Л. Ю., Ермоленко Ю. Н. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование // Методист. 2012. № 3. С. 64-65.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год