Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности познавательного цикла «Чудесная глина»
Познание
Автор: Соболева Ирина Васильевна   
24.12.2023 22:22

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности познавательного цикла «Чудесная глина»Сценарий непосредственно-образовательной деятельности познавательного цикла «Чудесная глина»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района Новосибирской области детский сад «Теремок» п.Керамкомбинат

Выполнила: Соболева Ирина Васильевна 2023 г.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в сочетании с речевым, физическим и социально-коммуникативным развитием

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, экспериментальная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Вид игровой ситуации: ситуация оценки.

Форма совместной деятельности: Заседание научного совета.

Актуальность:

 

Скачать конспект

Кажется, что мы все хорошо знаем, что такое глина. Даже городские жители не могут не обратить на нее внимания, правда, в основном в новостройках после дождя. В детстве мы часто пачкали в ней руки и одежду и слышали от мам и бабушек: «Опять в грязи выпачкался!» Мы привыкли воспринимать глину как грязь, которая пристает к обуви и в которой буксуют колеса автомобиля. Но знаем ли мы, действительно, что на самом деле представляет собой это весьма распространенное природное образование?

Проблемная ситуация: Какие свойства глины определили ее ценность?

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

  • Ребёнок получит первичные представления об объекте окружающего мира: самостоятельно будет использовать действия экспериментального характера, для выявления свойств объекта, сформируются представления о значении природных материалах в жизни людей, устанавливать причинно-следственные связи, активизируется и пополнится словарный запас.
  • Ребёнок приобретёт опыт общения со сверстниками и взрослыми, игровой и познавательно-исследовательской деятельности
  • Ребёнок получит возможность овладения качествами: инициативности, любознательности, речи

Программные задачи:

Образовательные задачи.

-Способствовать формированию у детей основ естественно – научного описания мира. Формирование умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы.

— способствовать умению устанавливать причинно — следственные связи.

— Закрепить знания о глине, ее свойствах: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, слипшиеся комочки совсем не двигаются.

Развивающие задачи.

  • Уточнять знание о том, что глина – неживая природа.
  • Развивать наблюдательность, чувствительность к изменениям окружающего мира, физических тел.
  • Развивать память детей, внимание, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
  • Систематизировать знания о неживой природе.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Словарная работа:

  • Учить, грамматически правильно строить предложения, при ответах на вопросы воспитателя.
  • Активный словарь: высыпается, слипается, увеличительное стекло (лупа), сыпучий, просочилась, карьер.
  • Пассивный словарь: емкость, керамика, керамические изделия.

Предварительная работа:

  • Семейная экскурсия на глиняный карьер, беседа об истории возникновении поселка, заучивание стихотворения «Я могу из глины вылепить павлина», знакомство с легендой «Как свистульки спасли город от врага», оформление мини – музея «Глина наше богатство».
  • Беседы о том, как человек использует глину.
  • Рассматривание Детской Энциклопедии.
  • Наблюдения и игры на прогулке, в природе.

Используемое оборудование:

  • Модели веществ: твердого, жидкого, газообразного по типу маленьких человечков;
  • Презентация со слайдами;
  • Иллюстрации, где используют глину;
  • Средства ИКТ;

Оборудование для опытов:

  • тарелочки с глиной,
  • индивидуальные подносы,
  • лупы,
  • прозрачные одноразовые стаканчики по 2 на каждого ребенка,
  • 2 трехлитровые банки с крышками, резиновая груша,
  • бутылки с отрезанным дном, заполненные – камешками, – глиной, в горлышко бутылок вставлен поролон.
  • фартуки по количеству детей,
  • ложечки на каждого ребенка,
  • стулья, столы.

Методы и приемы:

Практические: Обследование природного материала, экспериментирование, опыты, метод маленьких человечков, пластический этюд.

Наглядные: Показ опытов, просмотр презентации, рассматривание иллюстраций на тему «Где используют глину»,

Словесные: Чтение сказки, беседа, анализ, подведение итогов – обобщение детских исследований по данной теме, народный фольклор (пословица о глине), игра «Да – нет» (ТРИЗ).

Здоровьесберегающие технологии: пластический этюд, игра малой подвижности.

1 часть. Вводная: Ввод в игровую ситуацию.

В группу входит научный сотрудник.

Ученый: Здравствуйте, ребята, я научный сотрудник. Я принес, что — то интересное, а что угадайте. Вы будете задавать вопросы, а я буду отвечать «да, нет» (игра «Да – нет») (в коробке оказывается глина)

Случайно узнал, что есть поселок с необычным названием «Керамкомбинат». Почему ваш поселок получил такое интересное название?

Ученый: Глина – это очень интересный материал, который дает нам природа. Глина находиться под слоем земли. Посмотрите на экран, вот так выглядит

месторождение глины.

Чтобы ее достать, надо убрать верхний слой, только тогда можно начинать добычу глины.

Неподалеку от поселка есть карьер, где добывают глину. Я там побывал и вот фотография вашего карьера.

Как в карьере добывают глину? (ответы детей)

Какая техника пришла на помощь людям? (ответы детей)

2 часть Основная (развитие игровой ситуации)

Я вас приглашаю в научную лабораторию, чтобы определить, какие свойства глины сделали ее ценным материалом?

Но прежде, я хочу рассказать вам сказку: (сказка сопровождается показом презентации)

Жила на свете твердая глина и никому от нее не было радости. Сухая была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому – то добро.

Пришла к твердой глине вода. Надо, говорит, тебе быть помягче, только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к глине вода, та сразу стала мягче от воды.

Что из нее даже кружку вылепили.

-Будем с тобой вместе людей поить, — говорит вода, а пока я испаряюсь.

-Будем вместе, а сама испаряешься?

-Пока, — говорит вода — чтобы поить людей кружка должна быть твердой.

Вода испарилась, а глина задумалась: «Оказывается не так легко делать добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда твердым»

Ученый: Какая глина была раньше? (сухой, рассыпчатой)

Сейчас часть детей превратятся в частички глины, эти частички твердые, держатся рядом.

Пластический этюд: (на голове у детей шапочки — модели маленьких человечков)

Часть детей, превращается в глину, другая в воду. Вода и глина смешиваются. Какая глина стала? (мягкой, пластичной) Дети изображают пластичную глину. Человек слепил из глины кружку и поставил в печь сушить. Дети заходят в печь (обруч) и сушатся. Вода при нагревании во что превращается (в пар), дети, изображающие воду, превращаются в пар и покидают печь. Оставшиеся, крепко держаться друг за друга. Вот какая кружка крепкая.

Вывод: При высыхании, глина сохраняет форму, становиться очень крепкой.

Ученый: Чтобы подтвердить наш вывод приглашаю вас в научную лабораторию, для проведения опытов

но прежде чем приступить к опытам, оденьте халаты, шапочки. Приступим к обследованию глины.

  • Какой запах имеет глина? (слежу, чтобы дети правильно нюхали глину)

(Пахнет землей, свежестью)

  • Какая глина жидкая или твердая? Из чего она состоит? (Дети рассматривают глину в лупу)

Вывод: Глина состоит из мелких, твердых частичек.

3. Растворяется ли глина в воде? Дети берут ложечкой глину и размешивают в банке с водой. Для наглядности банка с осевшей глиной на дно глиной.

Вывод: Глина не растворяется в воде, оседает на дно.

  • Пропускает ли глина воду?

Две обрезанные, пластиковые бутылки, на них одеты горлышками вниз верхние части бутылки. В один конус насыпаны мелкие камешки, в другую глина, наливаем в одну бутылку воды и в другую и сравниваем, где лучше проходит вода.

Вывод: Глина плохо пропускают воду в отличии от мелких камешков.

Почему так происходит? (потому что мелкие частицы глины слипаются между собой при воздействии воды)

Ученый: Сейчас приглашаю вас в музей «Глина – наше богатство» Где еще используют глину? (работа в музеи)

3 часть. Заключительная Народная мудрость: «Глину не мять – горшков не видать» как вы понимаете это выражение?

Рефлексия: Если вам понравилось, если вы узнали что-то новое, интересное, а может быть необычное, то свисните в свистульку три раза. А если вам было не интересно, то один раз.

Литература:

  1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» творческий центр Москва. 2007 г.
  2. А.И. Иванова «Живая экология» Творческий центр Москва.

Все о глине [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. vesco. dn. ua/, свободный.

Глина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //nerud-m. ru/produktsiya/glina. html, свободный.

Глина (полезное ископаемое): виды, свойства и применение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //fb. ru/article/179897/glina-poleznoe-iskopaemoe-vidyi-svoystva-i-primenenie, свободный.

Ликум А., Всё обо всем. Том 1. Популярная энциклопедия для детей. Наука и учёба, научно-популярное название: Все обо всем. Том 1 Автор: Аркадий Ликум. Из-во: Москва, 1997. – 198 с.

Свойства глины [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //spleteno. ru/publications/wiki/50-glina-svojstva-gliny. html, свободный.

Наш музей Выставка поделок из глины в музеи

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год