Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект в младшей группе «Маленькие исследователи»
Познание
Автор: Мелентьева Марина Александровна   
29.11.2023 06:03

Проект в младшей группе «Маленькие исследователи»Проект в младшей группе «Маленькие исследователи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Автор проекта: воспитатель: Мелентьева М.А. г. Шахунья 2022уч. г. 

Информационная карта Наименование проекта «Маленькие исследователи»

Автор проекта Мелентьева воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Теремок»

Участники проекта Воспитатели, дети 3-4 лет, родители (законные представители)

Сроки реализации проекта 02. 09. 2021г. – 25. 03. 2022г.

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный Закон от 29. 12. 2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 5 «Теремок»
  5. Рабочая программа группы младшего возраста.

Скачать конспект

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели и задачи проекта Цель проекта: Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • продолжатьзнакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
  • расширять и углублять представления детей об окружающем природном мире в процессе элементарного экспериментирования.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с окружающим природным миром
  • активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь
  • развивать мелкую моторику рук.
  • развивать любознательность, самостоятельность

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе с природными материалами, соблюдение правил техники безопасности

Краткая аннотация содержания проекта Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой, воздухом, бумагой, тканью, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Экспериментальная деятельность с детьми младшей группы проводится во второй половине дня, длительностью15 минут.

Опыты проводились как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Все игры — занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

  • центр воды и песка

- пособия для опытов и экспериментирования

  • методическая и художественная литература
  • наглядный материал

- ИКТ (музыкальный центр).

-картотеки игр экспериментов

Проект не предполагает материальных затрат.

2. Проблема и актуальность проекта

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Проблема обучения дошкольников с окружающим природным миром актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в ознакомлении детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.

Ознакомление детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Экспериментальная деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к экспериментам, открытиям.

Благодаряэкспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.

При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Таким образом, проект «ознакомление детей с окружающим природным миром посредством позновательно-исследовательской деятельности» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей младшего возраста.

3. Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Вид проекта: Информационно-познавательный, игровой

По количеству детей: групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети 3-4 лет, родители.

Интеграция образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие

-Речевое развитие

-Познавательное развитие

-Физическое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

Педагогические технологии:

-Проблемно-игровая ситуация

-Информационно-коммуникационные технологии

-Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки)

-Игровые технологии

-Познавательно-исследовательские технологии

Формы взаимодействия по проекту:

Взаимодействие с детьми:

  1. Игры — занятия;
  2. Беседы;
  3. Чтение художественной литературы;
  4. Рассматривание иллюстраций
  5. Раскрашивание картинок;
  6. Заучивание стихотворений;
  7. Подвижные игры;
  8. Обыгрывание ситуаций.

Взаимодействие с родителями:

5. Анкетирование;

  1. Родительское собрание;
  2. Изготовление буклетов;
  3. Изготовление памяток;
  4. Индивидуальные беседы и консультации;
  5. Просмотр мультфильмов
  6. Информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;

Цель проекта:

Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи для педагога:

  1. Изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса в процессе экспериментирования;
  2. Исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей младшего возраста;
  3. Разработать и апробировать систему планирования ознакомлениядетей младшего возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности.
  4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросахознакомлениядетей младшего возраста с окружающим природным миром впосредством познавательно-исследовательской деятельности и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Задачи для детей:

  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
  • Формировать познавательные действия, становление сознания

- Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе ознакомлениядетей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования.

- Развивать основы сенсорного восприятия.

- Развивать предметные действия.

- Развивать познавательный интерес детей, любознательность.

Ожидаемые результаты проекта.

У педагога повышается:

-профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для ознакомлениядетей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования.

У детей:

  • расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
  • сформируются познавательные действия, становление сознания

- активизируется речь детей, пополнится словарный запас в ознакомлениидетей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования.

- будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.

- повысится познавательный интерес детей, любознательность.

У родителей:

- повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей младшего возраста в ознакомлениидетей окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, познавательно-исследовательской деятельности, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;
  2. Презентация для родителей и педагогов «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования».
  3. Этапы реализации проекта

1этапОрганизационный

  • Доведение до участников проекта важность данной проблемы;
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
  • Разработка перспективного плана, картотек игр по познавательно-исследовательской деятельности, наглядной информации для родителей
  • Подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
  • Подбор раскрасок по экспериментированию для дошкольников, пособий, оборудования.
  • Разработка конспектов, презентаций для родителей и пдагогов;
  • Создание развивающей среды для ознакомления с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования – центр воды и песка.
  • Изготовлениелэпбука, дидактических игр.
  • Проведение с родителями анкетирования.
  • Вводная диагностика

2 этапПрактический

Познавательное развитие:

Беседы:

  1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
  2. «Вода вокруг нас», «Берегите воду»
  3. «Безопасность на воде»
  4. «Воздух, которым мы дышим»
  5. «Солнце друг или враг?»

Исследовательская деятельность:

«Почему песок хорошо сыплется?»; «Глина: ее качества и свойства»; «Ветер»; «Наблюдение за природными материалами»; «Почему камешки тонут в воде; «На свету и в темноте»; «Изучаем органы чувств человека».

Опыты с водой

«Свойства и признаки воды»; «Откуда берется вода?»; «Пар – это тоже вода»; «Замерзание жидкостей»; «Разноцветные сосульки»; «Вода льется из крана», «Свойства воды», «Разноцветная вода», «Снег-это вода» и т.д.

Опыты с воздухом

«Реактивный шарик»; «Упрямый воздух»; «Где теплее?»;

Опыты с предметами:

Бумага: «Вертушка»; «Бумага, её качества и свойства»; «Кораблик»; «Движение бумаги».

«Ткань, её качества и свойства»; «Пластмасса, её качества и свойства»; «Почему всё падает на землю?»; «Как измерить тепло?»; «Твёрдые – жидкие»;

Опыты с растениями:

«На свету и в темноте»; «Фабрика питания»; «Как увидеть движение воды через корни?»; «Что внутри?»; «Могут ли растение дышать?»; «В погоне за светом»; «В теплоте и в холоде»;

Опыты со светом

«Уличные тени»; «Солнечные зайчики»; «Свет всюду», игры с зеркалом.

Речевое развитие:

Художественная литература:

Чтение стихов и потешек о воде: «Водичка, водичка!»; «Ай, лады-лады…», «Буль, буль», Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»;

К.Чуковский «Краденое солнце».

Рассказы: М.Пришвин «Живительный дождик»

И.А. Урадова «Жила-была река».

А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»

И. РевюСказка «Добрый воздух»

Н.А. Рыжов «Как люди речку обидели»;

В. Лебедев – Кумач «Закаляйся».

Стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»; «Добрый воздух» Ирис Ревю; Ю.Ефремова «Воздух», «Смерч»;

Минькова В. «Что такое вода»; Г. Лагздынь «Ветерок»;

И. Токмакова «Солнечные зайчики».

Потешки, пословицы, поговорки и загадки

Пальчиковые игры:

«Ах, вода, вода», «Вышел дождик погулять», «Рыбка», «Весна»

Дыхательная гимнастика:

«Чей пароход лучше?», «Пузырь», «Кораблики» на море.

«Воздушный шарик», «Подуть через трубочку», «Подуй наснежинку»,

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

Рисование на мокрой бумаге «Водное царство»,

Рисование «Дождик», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Социально-коммуникативное развитие:

Игровые ситуации

«Парикмахерская», «Детский сад», «Аптека», «Магазин»

Дидактические игры:

«Выложи солнце», «Солнце, вода» — на прищепках, "Поймай воздух", "Буря в стакане" «Времена года», «Собери картинку» — пазлы, «Что лишнее», «Собери солнышко», «Подскажи словечко», «Следы», «Найди различия».

Физическое развитие:

Закаливание:

Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

Бодрящая гимнастика после сна.

Ходьба босиком по массажным дорожкам.

Обливание ног.

Полоскание полости рта.

Обширное умывание.

Воздушные ванны.

Питьевой режим.

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Капелька и тучка», игра-забава «Поймай бабочку», «Раздувайся пузырь»; «Снежинки кружатся», «Солнечный зайчик»; игры с мячом.

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»

Консультации: «Какую роль играет экспериментирование в жизни ребенка»

«Эксперименты с детьми в домашних условиях», «Советы для родителей поддерживание интереса детей к экспериментированию», Консультация для родителей по экспериментированию с водой, «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с воздухом», «Игры с бумагой», «Игры с деревом», «Игры с бумагой», посадка лука, овса, цветов.

Буклет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование, памятка «Детское экспериментирование», Памяткаэкспериментирование с детьми на прогулке. Родительское собрание «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома

3 этап Заключительный

  • Проведение итоговой диагностики с детьми

-Лэпбук «Морские обитатели»

-Выставки рисунков: рисование ватной палочкой «Рыбка», рисование цветным песком

Аппликация: «Рыбки в аквариуме», «Лук», «Кораблик».

-Проведение с педагогами семинара – практикума «Песочная терапия» «Нарисуй сказку», мастер – класс «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования» тема: «Воздух невидимка»; Презентация «Технология проектной деятельности в процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

-Буклет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

5. Ожидаемые результаты проекта

- дети узнают свойства различных предметов, природных материалов.

-расширятся представления детей об окружающем природном мире в процессе элементарного экспериментирования.

  • расширится познавательная активность детей в процессе с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования
  • обогатиться словарный запас детей
  • повысится любознательность, самостоятельность

6. Заключение и выводы

Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Игра – занятие «Почему тает снег?

Игра – занятие «Тонет не тонет»

Игра-занятие «Свойства воды»

Игра –занятие «Свойства песка»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год