Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди».
Познание
Автор: Маркина Екатерина Александровна   
21.03.2023 09:04

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди».Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди».

Полное ФИО Маркина Екатерина Александровна

Должность: воспитатель

Название (номер) учреждения: Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» МБДОУ «Детский сад планета детства» комбинированного вида»

Город (село, поселок), Область, Край: Республика Мордовия, поселок Чамзинка

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру? Предлагаю вашему вниманию конспект НОД «Мы русские люди»

Программное содержание:

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием; — формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников;
  • Закрепить знания о традициях нашей страны.
  • Познакомить детей с понятием «именины»
  • Пополнить активный словарь по данной тематике.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению традиций родной страны.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости к своей стране.

Словарная работа: «именины» Развивать умение вести диалог, поддерживать беседу, активизировать словарь детей, развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Материалы и оборудование:

раздаточный материал (ленточки, квадраты, разного цвета) презентация, магнитофон, проектор, ноутбук,

  • Предварительная работа

:Воспитатель: Что за гости в зал спешат. Рада видеть, я ребят. Соберёмся в полукруг, справа друг и слева друг. Посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся: Здравствуйте! Уважаемые гости и ребята! (Воспитатель берет каравай и соль):

Воспитатель: Приветствуя гостей, русский человек говорит «Хлеб да соль!»

С радостью гостей встречаем, Хлебом — солью угощаем. «Хлеба кушать!» непременно отвечают ему. Хлеб да соль» — это пожелание добра. Соль – символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить. Я предлагаю поприветствовать наших гостей в лучших традициях русского народа.. Дети подходят к гостям с поклоном, подают хлеб (возвращаются). Вспомните, какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб?

Дети:

Хлеб — всему голова

Хлеб бросать – труд не уважать

Большому куску рот радуется

Без хлеба – половина обеда

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое.

Воспитатель: (сопровождается показом слайдов)

Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Наша Родина — большое и красивое государство, в стародавние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. Раньше было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними, а потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И с тех пор Россия стала большим и сильным государством. Много интересного и хорошего есть в нашей стране. Бескрайние ее просторы наполнены реками, лесами, горами. В горах добывают разные полезные ископаемые — уголь, алмазы, железную руду. Страна наша называется Россия. Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Их называют россияне.

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции, наше государство многонациональное, но есть традиции, что все мы чтим и любим. Скажите, а как вы понимаете, что такое «традиция»? (Предположения детей)

Дети: традиция – это то, что передается от одного поколения другому. Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Традиции бывают народные и семейные.

Воспитатель (Сопровождается показом слайдов)

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем, так как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, под музыку водили хороводы, пели, плясали и затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его в день святых Петра и Павла. Какое дерево считалось оберегом на Руси?

Дети: Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток.

Воспитатель: Какие традиционные праздники мы отмечаем зимой?

Дети: новый год и рождество.

Воспитатель: Правильно ребята, а на рождество есть особенные дни, когда мы колядуем. Давайте все вместе скажем колядку.

Коляда, коляда!

На кануне Рождества

Коляда к нам пришла

Рождество принесла.

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

И житья, и бытья,

И богатства!

Воспитатель: С древних времен, на Руси существует еще один обычай – провожать зиму и встречать весну. Этот праздник называется масленица. Какое главное праздничное блюдо на масленицу?

Дети: главное праздничное блюдо блины

Воспитатель: Правильно! Каждый день масленицы особенный, со своим названием. Какие масленичные дни вы знаете?

Дети: Понедельник – встреча Масленицы. Вторник – Заигрыш. Среда – «Лакомка». Четверг — «Широкая Масленица». Пятница – «Тещины вечерки». Суббота – «Золовкины посиделки» Воскресенье – «Прощеное воскресенье»..

Кто расскажет как традиционно празднуют масленицу?

Дети: На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою

Воспитатель: Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Давайте и мы заведем хоровод. Дети встают в круг, водим хоровод под песню. «Масленица»

Воспитатель (Разворачиваемся к экрану). Дети, есть еще праздник, который мы любим не меньше. Попробуйте догадаться. Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!

Дети: Это праздник Пасха.

Воспитатель: Правильно! Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело и праздновали его целую неделю. Ребята, как празднуют праздник пасхи?

Дети: На пасху красят, освещают и собирают яйца. Устраивают катания яиц. Различные игры. Пекут пасхальные куличи.

Воспитатель: Давайте и мы свами поиграем. У кого дольше всех будет крутится яйцо. Подходим к столу.

Воспитатель: (Работа со слайдами) В нашей стране есть и современные традиции, какие ребята?

Дети: Современная традиция это:

  1. Праздновать день отца.
  2. Праздновать день матери.
  3. Праздновать 8 марта.
  4. Праздновать день семьи, любви и верности.
  5. . Праздновать день бабушек и дедушек
  6. Праздновать последний звонок.
  7. Праздновать выпускной бал.
  8. Праздновать день защитника отечества.
  9. Устраивать шествия бессмертного полка.

Раздаются звуки.

Воспитатель: Тише ребята, тише, я слышу какой-то шорох. Ой, да это же домовёнок Кузя (входит Кузя, плачет). Кузя, что случилось, почему ты такой грустный?

Кузя: У меня сегодня именины, а у меня и друзей нет, которые могли бы прийти ко мне, от этого стало грустно. Я сижу и грущу.

Воспитатель: Ребята, что такое именины и как их празднуют?

Дети: Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Но у каждого имени есть свой день рождения. Это день рождения какого – ни будь святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя.

Воспитатель: Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Что означает мое имя» (Игра с мячом)

А я знаю ребята, что на именины принято дарить подарки. Давайте мы сделаем для себя и для Кузи куклу оберег (объяснение приемов работы).

Изготовления кукол — оберегов.

Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились. Вот тебе Кузя подарок, больше не грусти.

Кузя: Спасибо!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о разных традициях. Какие традиции вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.

Воспитатель:

Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим!

Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами.

Автор: Маркина Екатерина Александровна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год