Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников
Познание
Автор: Брыкова Мария Викторовна   
12.01.2023 10:34

Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольниковЭкспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов»

Н.Н. Поддъяков

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах его социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под умелым руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

 

Практика работы с детьми дошкольного возраста показала, что для развития познавательной активности и познавательных способностей необходима активная эмоциональная включенность ребенка в познавательную деятельность, организованную как процесс самостоятельного «исследования» ребенком окружающей действительности.

Нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Эксперименты классифицируются по разным принципам. Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы. Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

  1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, разрабатывается перспективный план опытов и экспериментов (проводится с детьми 2 раза в месяц). Образовательная деятельность по экспериментированию построена на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
  2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, игра, труд, художественное творчество). Здесь, планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
  3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. В связи с этим в группе необходимо создать предметно – развивающую среду, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, необходимо оборудовать и оснастить «Детскую лабораторию».
  4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к активной помощи. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывать, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Кроме того, необходимо приглашать родителей к участию в экспериментальной деятельности на прогулке и в группе в «Дни открытых дверей», в различных проектах, Также привлекать родителей к участию по созданию уголка экспериментирования, в пополнении необходимыми материалами: сбора упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов, организуем сбор природного материала (шишек, камней, ткани, семян и т.д.) для проведения хисследований. Подборки энциклопедической литературы.

Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

  1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
  4. Избегайте прямых инструкций ребенку.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Литература:

  1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. — М., 1994.
  2. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. — 2006. — №8. -
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2002.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год