Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста»
Познание
Автор: Булякова Нурзиля Сальмановна   
08.01.2023 22:39

Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста»

Ознакомление с музеем и воспитание музейной культуры необходимо начинать с детьми 5-6 лет. В этом возрасте у них наиболее ярко выражена потребность в наглядности. Знакомство с миром, его познание осуществляется, главным образом, путем накопления чувственных впечатлений от окружающих предметов.

У ребенка радость познания и удовольствие от рассматривания — явления сходные и одновременные. Эти психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста являются основой для воспитания устойчивого и постоянного интереса к экспонатам музея воспитанию музейной культуры в целом. Основой к руководству является программа воспитания и обучения в детском саду, утвержденная Министерством просвещения РФ. В ней предусматривается физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и физиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.

В программе большое внимание уделяется теме «Ознакомление детей с родным краем», которая состоит из разделов:

  • «Мой родной край и наша страна – Россия»
  • «Родная природа»
  • «О труде взрослых»
  • «Золотые руки народные»
  • «Кто прославил наш край».

Музей может и должен оказать помощь детским учреждениям в осуществлении на практике этой программы дошкольного воспитания и обучения требует, чтобы первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, включили в себя сведения о природе той местности, где он живет, а также некоторые первоначальные сведения, по экономике, истории и культуре родного края. Например, раздел «Кто прославил наш край» предусматривает знакомство ребят с известными артистами, художниками, поэтами, писателями, композиторами, спортсменами. Дети должны знать своих земляков, прославивших родной край.

Раздел «Родная природа» ставит перед педагогами следующие задачи:

  • воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, умение видеть и понимать красоту природы, формирование эстетических чувств
  • воспитание интереса к родной природе, желание больше узнать о природе родного края, о природном разнообразии страны
  •  формирование бережного отношения к природе. Пробуждение желания больше трудиться в природе, стремление к ее созданию

Знакомя детей с природой, надо не только сообщать им конкретные задания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик. Каждый объект природы, яркий или скромный, по-своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе. У старших дошкольников возрастает интерес к разнообразию флоры и фауны всей страны. Надо демонстрировать детям экологические особенности природных зон, а также знакомить их с трудом человека в природе. В рамках этого же раздела необходимо разработать занятия по темам:

«Охрана природы»

«Заповедники»

«Красная книга нашего края»

«Как мы заботимся о животных»

«Времена года»

«Сезонные изменения в природе»

«Дикие животные нашего края»

«Домашние животные»

«Пресмыкающиеся и земноводные»

«Птицы» и т.д.

Такие занятия у детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях живой и неживой природы. Дети узнают о причинно-следственных связях, смене и продолжительности дня и ночи, взаимосвязях в природе.

Дети учатся различать и называть растения, усваивают правила ухода за ними, учатся улавливать основные изменения в состоянии растений по сезонам, знакомятся с животным миром родного края.

Раздел «О труде взрослых» информирует детей об основных видах деятельности людей: промышленном и сельскохозяйственном труде. С этой целью силами сотрудников музея можно подготовить следующие занятия:

«О труде хлеборобов»

«О тех, кто делает машины»

«О труде строителей»

«О людях транспортных профессий»

«О труде рабочих»

«О библиотекарях и библиотеке»

«О том, как труженики села, и рабочие города помогают друг другу»

«Музей и работники музеев».

В ходе этих занятий дошкольники узнают о тех видах промышленного и сельскохозяйственного труда, в которых заняты люди. В детском саду детей знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства: резьбой по дереву, вышивкой, ткачеством, плетением кружев, а также фольклорным искусством. Старших дошкольников можно познакомить и с более серьезными и глубокими по содержанию произведениями национального эпоса, легендами, былинами, сказами. На занятиях по изобразительной деятельности детям демонстрируют произведения и предметы декоративно-прикладного искусства, а затем они должны воплотить свои впечатления в рисунках, лепке, аппликации.

Музей может и должен оказать помощь в этой работе педагогическим коллективам дошкольных учреждений, организуя занятия, экскурсии и специальные выставки, рассчитанные только для детей дошкольного возраста.

При этом подача материала детям дошкольного возраста требует знаний психологии ребенка и должна опираться на специальную методику.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания.

Осязание дополняет зрительную информацию, поэтому, по возможности, следует вводить в экспозицию экспонаты, которые дети могут взять в руки.

Большое внимание в работе с детьми дошкольного возраста надо уделять игре. Игра – это ведущая познавательная деятельность дошкольников. Вариантов игры в музее очень много. Выбор их зависит от темы и содержания экскурсии: имитация жеста человека, повадок животных, можно также имитировать какие-либо виды деятельности человека: добывания огня первобытным способом, сеяние пшеницы, стрельба из лука и т.д. с помощью экспонатов, можно совершать увлекательные игры – «путешествия» в прошлое. Возможно и инсценирование башкирских сказок в залах музея. Из уст «сказителя» в национальном костюме дети узнают об истории народа, традициях в быте.

В экскурсионной работе с дошкольниками эффективен вопросно-ответный метод, так как он весьма предрасполагает к общению. Этот метод также помогает экскурсоводу сосредоточить внимание детей на восприятии рассказа и поддержании интереса к нему.

Усвоение обильной информации требует большой сосредоточенности, умственного и физического напряжения даже от взрослого посетителя, не говоря о детях. Следовательно, очень важно определить экспонаты, их количество и длительность экскурсии.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с родным краем желательно выделить специальную комнату, в которой бы организовались небольшие тематические именно для детей дошкольного возраста. Организация таких тематических выставок была бы большой помощью в работе детских садов. Такие специализированные выставки и занятия привлекли бы большое внимание, способствуя повышению посещаемости музея.

Для снятия напряжения, усталости у ребят можно вводить в экскурсию элементы двигательной активности, так называемые «физкультурные минутки», связав их непосредственно с осмотром экспонатов. Экскурсовод может предложить детям рассмотреть крупный экспонат: обойти его, наклониться, встать на цыпочки и прочее.

Во время закрепления музейного материала необходимо практиковать возвращение к увиденному и услышанному. Особую трудность для дошкольников представляют названия экспонатов, поэтому желательно, чтобы дети услышали их по несколько раз в ходе экскурсии. С этой целью можно использовать башкирские сказки. Поскольку известно, что внимание детей легко удержать и сконцентрировать, если в рассказе и показе и показе применять художественное слово: стихи, легенды, пословицы и поговорки.

Все вышеперечисленные виды работ с дошкольными учреждениями можно успешно проводить только при создании системы музея с детскими садами.

Таким образом, работа с детьми дошкольного возраста обоюдовыгодная как для музея, так и для дошкольных учреждений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год