Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Познание
Автор: Кузьмина Елена Николаевна Тахтаракова Екатерина Сергеевна   
06.12.2022 08:58

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Кузьмина Елена Николаевна
  • Тахтаракова Екатерина Сергеевна

МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» Воспитатели село Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. В статье рассмотрено понятие «финансовая грамотность», описано эмпирическое исследование и представлены его результаты, приведены примеры работы со дошкольниками в рамках развития финансовой компетентности.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, финансовая грамотность, формирование и развитие финансовой грамотности, методы и приемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать конспект

В современных условиях расширения применения финансовых услуг, усложнений и появлений новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали весьма актуальными для большинства стран мира, а «обеспечение личной финансовой безопасности стало важным фактором экономического благополучия людей. Современная жизнь диктует свои стандарты, в связи с чем, в условиях рыночной экономики, для того, чтобы быть успешным, важно быть финансово грамотным» [2, с. 118]. Поэтому обучение основам экономических знаний и финансовой компетентности следует начинать уже в детском саду, так как представления о деньгах и их применении начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

В постоянных изменяющихся ситуациях современного общества жизни важно именно с дошкольного возраста начинать формировать предпосылки финансовой грамотности, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Дошкольники не могут самостоятельно осваивать данную сферу, но вместе с родителями и педагогами детского сада, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретают доступные им знания и понимают, какое место финансы занимают в окружающей их действительности.

В отечественной науке проблемой финансовой грамотности на разных этапах детства занимались такие ученые как С.Ю. Буренина, Ж.А. Жилина, С.И. Ерина, В.В. Новиков, М.Ю. Семенов, Е.В. Щедрина, А.Б. Фенько и др. В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения финансовой грамотности рассматривалась в работах таких исследователей как Л.М. Аношина, С.В. Белокашина, Н.Л. Беляева, В.А. Крючкова, А.Д. Шатова и др.

Финансовая грамотность, по мнению Н.М. Яковлевой, – это «совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни» [8, с. 74].

Финансовая развитие характеризует «степень понимания ключевых финансовых понятий, способность в управлении личными финансами с учётом жизненных событий и изменений экономических условий» [5, с. 88].

Л.В. Стахович формулирует рассматриваемое понятие как «способность принимать осознанные решения в отношении использования личных финансовых ресурсов и управления данными ресурсами» [6, с. 17].

Формирование финансовой грамотности – это «процесс развития способности человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать» [4, с. 58].

По мнению А.Д. Шатовой, начинать работу по формированию основ финансовой грамотности у детей следует с дошкольного возраста, так как именно данный период «является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, являются простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю. Ребенок с самого раннего детства участвует в экономических процессах: ходит с родителями по магазинам, иногда дети сами покупают, и хотим мы этого или нет, ребенок все равно получает экономический и финансовый опыт» [7, с. 110].

С целью исследования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» (село Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия). В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы выявить уровень сформированности финансовой грамотности у детей, была использована комплексная методика А.Д. Шатовой «Выявление знаний детей о финансах».

Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

Как наглядно представлено на рисунке 1, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании, 6 детей (30 %) имеют низкий уровень сформированности финансовой грамотности, 12 детей (60 %) имеют средний уровень сформированности финансовой грамотности и всего 2 ребенка (10 %) старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности финансовой грамотности. Данные дети имеют полные и правильные образы о финансах, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий, имеют представления о профессиях родителей и называют новые современные профессии, имеют представления о деньгах, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров, осознают, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям, применяют полученные финансовые знания в игровой и трудовой деятельности.

С целью развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана система работы по развитию их финансовой компетентности, формированию экономических и финансовых знаний. В данной работе мы использовали разные виды деятельности: сюжетно-ролевые, ролевые, дидактические, настольные игры, игры-путешествия, логические задачи, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, просмотр сказок и фильмов и др.

Работу по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста мы разделили на несколько блоков, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2 – Этапы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование финансовой грамотности у детей мы старались реализовывать в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Развитие любознательности и познавательной активности стимулировалось благодаря насыщенной системе познавательных задач и расширению круга объектов познания: деньги, семья и деньги, семья, государство и деньги. Созданию условий для применения поисковых способов ориентировки в выполнении заданий способствовало использование загадок, игр, проблемных ситуаций.

Так как важным инструментом организации обучающей деятельности детей является диалог, мы старались способствовать включению в беседы общение каждого ребёнка. Любая игровая и проблемная ситуация осваивалась через активную продуктивную деятельность детей, исходя из их личных представлений и опыта. Интерес к занятиям мы поддерживали разнообразными пособиями, используя как можно больше наглядных материалов: сигнализаторов, цветных картинок, игрушек, реальных предметов, муляжей и т.д.

В группе была создана предметно-пространственная развивающая среда, которая представляет собой специально отведенную зону, где расположены различные материалы для проведения игр «Магазин», «Копилка», «Банк», «Профессии и продукты труда», «Супермаркет», «Сельхозрынок», «Потребности человека», и др. Расположили коробки с бумажными деньгами, монетами, книги со сказками, пословицами, загадками и поговорками финансовой направленности, сделали с детьми лэпбук в виде банкомата «Сбербанк», совместно с родителями организовали мини-выставку «Деньги разных стран мира» и многое другое.

Итак, проблема формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста достаточно освещена в психолого-педагогической литературе. Финансовая грамотность детей – это особое качество, формирующееся с дошкольного возраста и включающее экономические знания. К основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста относится совокупность их знаний и установок в сфере финансового поведения, необходимых для решения жизненных задач. В процессе формирования и развития финансовой грамотности у детей используются различные методы и приемы. Эффективным средством в данном процессе являются различные игры, беседы, экскурсии, наблюдения, проектная деятельность, ситуационные задачи, конкурсы, театрализованная деятельность и др. Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, так как наличие обратной связи значительно повышает эффективность работы в данной направлении.

Список литературы

  1. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С. 8.
  2. Горяев А.Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. М., 2016. 272 с.
  3. Жуйкова Т.П., Кокухина А.А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 821-823. URL: https: //moluch. ru/archive/107/25343/ (дата обращения: 15. 11. 2022).
  4. Крючкова В.А. Беседы с детьми об экономике: учебно-метод. пособие. М., 2014. 120 с.
  5. Логинова В.И. Финансовое воспитание детей. М., 2018. 269 с.
  6. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, учреждений. М., 2019. 32 с.
  7. Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2018. 258 с.
  8. Яковлева Н.М. Финансовое воспитание детей дошкольного возраста. М., 2018. 180 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год