Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Природа как источник знания»
Познание
Автор: Казанцева Александра Васильевна   
29.09.2022 19:28

Консультация для родителей «Природа как источник знания»Консультация для родителей «Природа как источник знания»

Казанцева Александра Васильевна МБДОУ «ДС 336 г. Челябинска» Воспитатель

«Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский

Ребенок как личность формируется не в реве матери, а здесь в обществе, в мире, и это формирование осуществляется всю жизнь через познание окружающего мира и себя в этом мире. Замечательный педагог В.А Сухомлинский писал: «человек всегда был и остается сыном природы, и то, то родит его с природой, должно испытываться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с безграничной красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять все живое, что нас окружает, надо родителям аще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всем и замечать все интересное. Как распускаются первые листочки, поему зимой ель очень зеленая, а у других деревьев листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребенок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребенок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезнет бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребенок учится думать и отвечать на вопросы «Почему?» [5]

 

«Познание мира» -говорится в филосовском словаре М.М Розенталя, — процесс отражения и воспроизведения.. в человеческом мышлении действительности[3. c. 123].

В детском же возрасте это прежде всего чувственное отражение действительности, которое имеет свои основные формы: ощущения, воспитание и представления.

«Ощущения, — читаем мы у С.П. Сергеева, это отражение в сознании отдельных сторон и свойств объективного мира» [4. c. 123]. Различая теплое, холодное, цвета, запахи, твердость и мягкость и т.п. ребенок учится правильно ориентироваться в мире вещей.

Восприятие также является одним из наиболее важных психологических процессов.

" Восприятие, — пишет С.П. Сергеев, — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений. Восприятие образов предметов и сохранение их в представлении позволяют ребенку свободно оперировать с предметами, улавливать связь между внешним обликом предмета и его функциями" [ 4, с. 123 ].

Одним из важных объектов познания мира является природа. Природа как мир, в котором ребенок рождается, познает окружающую действительность и сам себя. Входя в жизнь ребенка с первыми ощущениями, восприятиями, понятиями, представлениями, природа становится для него наглядным мерилом ценностей, источником богатств. В этом факте заключены огромные возможности становления гармонического, всесторонне развитого человека. В наши дни решающую роль играет мысль, мудрость родителей. Конечно, у каждого родителя сложилась определенная система путешествия в мир природы. Но если родители хотят, чтобы их питомцы научились заставлять себя думать, то приведите их на тропинку, где они становятся гордыми открывателями причин, следствий, связей между явлениями. А. Эйнштей писал:" Самая прекрасная эмоция, которую нам дано испытать, — ощущение тайны. Это основополагающая эмоция, стоящая у истоков всякого истинного искусства и науки. [ 1 ]

В этом поэтическом образе- истинная сущность того, с чем родителям приходится соприкасаться на каждом шагу. Дар видеть и понимать воспитывается, и для этого необходим большой труд. Смысл этого труда заключается в побуждении к активному взаимодействию родителей и детей с природой.

Совершая прогулки с детьми в лес, обратите внимание на разнообразие деревьев: лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это деревья у которых есть листья. Хвойные деревья — это деревья, у которых вместо листьев — хвоя. Хвоя — это тоже листья, только особой формы — длинные и узкие. Они способны пережить зиму, так как достаточно прочны. Восковая кожица не дает хвоинкам пересохнуть. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Отсюда и название " вечнозеленые ".

Как называются эти деревья?

У меня иголки длинней, чем у елки.
Я расту прямо в высоту.
Если я на опушке, ветви только на макушке. (Сосна)

Стоит Алена- платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
%4

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Знакомство с березой (лиственным деревом) начните со стихотворений:

Я на век за туманы и росы Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы
И холщёвый её сарафан. (С. Есенин)
%4

На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая береза -

Символ родины моей. (М. Ероха)

Дайте детям задание: познакомиться с этим деревом — подойти к нему, обнять, погладить кору.

Хорошо ли они знают это дерево?

Расскажите детям, что дерево живое, оно растет. У берёзы, как и у всех деревьев, есть корни, ствол, ветки, листья. Береза питается корнями, поэтому ей нужна почва и влага. Ей нужен воздух, она дышит листьями. Ей нужен свет. Береза живет 40 — 50 лет. В благоприятных условиях это дерево может жить до 200 лет.

Какова ты роста? (Средняя высота березы около 12 метров).

Какая у тебя кора? Погладьте кору. (кора у березы бывает разная: чаще всего она белого цвета. У молодых деревьев кора всегда гладкая, а у старых — толстая. Кора защищает, согревает и охлаждает дерево.)

Какие у тебя листья? (Простые с зубчатыми краями. Летом — светло- зеленые, а осенью — желты с.)

Есть ли у тебя цветы? (Мужские и женские цветы расцветают на одном и том же дереве в семье березы. Мужские цветы называются сережками — они цветут в конце лета. Цветки женские расцветают ранней весной, еще до того как распускаются первые листья. Плоды березы маленькие, у некоторых есть крылья — крылатки.)

Из березы получают березовые дрова. Из бересты плетут красивые и нужные корзинки, коробочки. Получают березовый сок. Осенью под березками мы собирает грибочки — подберезовики.

Что значит слово " береза "? (оно означает " белая, светлая ")

В качестве закрепления предложите детям отгадать загадки:

Русская красавица,
Стоит на поляне В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив сережки. (Береза)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)

Расскажите детям о том, что вы чувствуете, стоя рядом с этой берёзой. Не бойтесь делиться своими душевными переживаниями с детьми. Это побуждает детей изучать их собственные чувства и ощущения.

Природа — колыбель детской мысли. Каждое путешествие в природу имеет свою тему, предусматривает конкретный круг вещей и явлений для наблюдения. Если вы хотите, чтобы ваши дети научились заставлять себя думать, дайте им нелегкое наслаждение этого труда.

В другом волнующем путешествии, вам встретится божья коровка, которая проснулась после долгой зимы.

Зимой божьи коровки собираются в скоплениях под опавшими листьями, под корой деревьев и ждут прихода весны.

Сколько у божьей коровки лапок? (шесть)

Посмотрите, у божьей коровки выпуклое тело, ярко- красная или оранжевая спинка,

украшенная чёрными точками. Что означают эти точки? (нет, это не возраст коровки, так

как они живут всего один год, но при благоприятных условиях — два года. Эти точки

указывают на разновидность коровок — 5 точек — пятиточечные, 2 точки — двухточечные, 7

точек — семи точечные.)

Как вы думаете, зачем ей такая окраска? (этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьи коровки. Птицы их не едят, так как яркие насекомые невкусные.)

Почему это насекомое называется божья коровка? (оказывается," коровка" выделяет из желёз на ногах ядовитую, пахучую жидкость, отпугивающую пауков и лягушек. Эта жидкость напоминает по цвету молоко. Поэтому её и назвали " коровка ".)

Но почему божья?
Божья коровка,
Улети на небо!
Принеси нам хлеба!

Черного и белого, только не горелого!

В древности жизнь людей зависела от урожая. Люди заметили — если вокруг много божьих коровок, которые питаются тлёй, то эти насекомые — вредители исчезают и созревает богатый урожай. Прилетают божьи коровки с небес, отсюда и название -" божьи коровки".

Божьи коровки вполне опрадывают свое название: они дружелюбны и добродушны и представляют опасность только для тли.

В.Г. Губин предлагает: " необходимо создать такую ситуацию, при которой ребенок будет "вспоминать новое задание". [ 2]

В такой ситуации предложите детям отгадать загадки.

Хоть молока и не дает,
Но польза в ней другая,
Вам урожай весь сбережёт,
Всю тлю в саду съедая! (Божья коровка)

Автор: Леонов В.А.

Говорят она коровка,
Без копыт и без хвоста,
И летает, очень ловко,
Это ж... (Божья коровка)

Автор: Леонов В.А.

Ваши экскурсии в природу — это своеобразные уроки мышления. Каждое путешествие имеет свою тему, предусматривает конкретный круг вещей и явлений для наблюдений:

-" Лучи солнца играют в каплях росы

  • " Живое и неживое в природе"

-" Как весной пробуждается жизнь в лесу

-" Путешествие капли воды

-" Пшеничное зерно и колосок

-" Растения и животные -" Как приближается гроза ".

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

ЛИТЕРАТУРА”

  1. Айзексон У. " Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная." АСТ, 2017
  2. Губин В.Д. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2009
  3. Розенталь М.М. Филосовский словарь. 3-е изд. М.: Политиздат, 1972
  4. Сергеев С.П. Философия. М.: Ответ, 2008
  5. Сухомлинский В.А. Школаи природа. //Советская педагогика. — N 5, 1970
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год