Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экскурсия — форма эффективной социализации старших дошкольников
Познание
Автор: Клевцова Оксана Валериевна Халимова Анжелика Абраровна   
13.07.2022 13:12

Экскурсия — форма эффективной социализации старших дошкольниковЭкскурсия — форма эффективной социализации старших дошкольников

  • Клевцова Оксана Валериевна, Учитель-логопед, МБДОУ д/с № 93 «Капитошка», Красноярский край, г. Норильск
  • Халимова Анжелика Абраровна, Учитель-логопед, МБДОУ д/с № 93 «Капитошка», Красноярский край, г. Норильск

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс социализации дошкольников посредством экскурсии. В статье описан личный опыт проведения экскурсий для детей дошкольного возраста, а также приведена модель проведения и организации данного мероприятия в тесном сотрудничестве педагога с родителями воспитанников.

Ключевые слова: экскурсия, социализация, взаимодействие с родителями, социальная адаптация, социально-коммуникативное развитие.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область — социально-коммуникативное развитие. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

 

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни. Это непростой и длительный процесс, тем более, если он проходит у детей с особенностями в развитии. Первый социальный опыт ребенок получает в семье, второй — в детском саду. Наша задача, как педагогов, после прихода ребенка в детский сад — продолжить этот процесс: расширяя мир малыша, формируя умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально — трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении задач, играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и новых знаний. Понимание значимости роли социума в становлении личности ребенка определило для нас поиск подходов в решении данного вопроса.

Анализируя свой педагогический опыт, пришли к выводу, что одной из наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у ребят систему ценностных отношений, является экскурсия. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика, развивает познавательный интерес, формирует речевую активность, что соответствует целевым ориентирам программы Воспитания. И имеет свою структуру: вводная беседа, коллективное наблюдение, самостоятельное наблюдение, сбор материала, деятельность с собранным материалом, заключительная часть. Экскурсия состоит из трёх этапов:

  • Подготовительный (восприятие, анализ, осмысление целей и задач экскурсии, составление плана действий на всех этапах экскурсии) этому этапу уделяется больше внимания: обсуждения маршрута экскурсии сопровождаются яркими иллюстрациями, схемами, макетами.
  • Основной этап — собственно экскурсия (получения знаний об окружающем в процессе наблюдения за деятельностью людей или иными объектами) в практической деятельности формируется наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует систематизации и обогащению знаний. Создание проблемной ситуации, включение дошкольников в тот или иной вид практической деятельности, выполнение посильного задания.
  • Заключительный этап — отработка и закрепление полученных знаний, выводы, обобщения. На этом этапе используются разные виды деятельности: речевые, изобразительные, игровые, обобщающие беседы, написание отзывов, рассказов, выпуск стенгазет, рисование, аппликации, моделирование, изготовление альбомов, стендов. Проведение встреч с родителями профессионалами, дидактические и сюжетно-ролевые игры о профессиях, окружающем мире и т.д.

Учитывая потенциал данной формы работы, мы разработали и реализовали долгосрочный проект: «Открывая загадочную дверь в мир взрослых». Цель проекта: создание условий для эффективной социализации детей.

Проведенное ранее анкетирование показало, что: родители воспитанников имеют недостаточный объем знаний о родном городе (60%), семьи редко посещают музей, библиотеку (всего 10% посещали с детьми), мало рассказывают о своих профессиях (20%) и затрудняются с ответами о достопримечательностях и местах семейного отдыха в Норильске (40%)

В соответствии с тематическим планированием, пожеланиями родителей и детей был разработан маршрут посещений наиболее интересных и социально значимых мест в нашем городе. В список были включены: тундра, улицы города, музей, магазин, библиотека, аптека, банк, пекарня, кондитерский цех, пожарная часть, почта, театр, телестудия, храм, кинотеатр и другие интересные места. По инициативе детей мы дополнили список магазином цветов, в котором продавали растущий ананас. Также у нас были запланированы три семейные экскурсии: на ферму, в теплицу, в Норильский Драматический театр и Талнахскую городскую библиотеку.

Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в ознакомлении дошкольников с социумом. Мы предусмотрели это и провели цикл экскурсий по детскому саду. Вместе с детьми мы посетили соседние группы, медицинский кабинет, плотницкую, прачечную, кухню, кабинеты педагога — психолога, учителя — логопеда, заведующего, методиста, завхоза и охранный пост, формируя эмоционально положительное отношение к дошкольному учреждению, умение ориентироваться в помещениях и познакомиться с профессиями сотрудников и условиями труда. К экскурсиям по детскому саду мы возвращаемся в течение всего времени реализации проекта. Например, побывав в пекарне и увидев процесс производства хлебобулочных изделий, мы отправились на кухню детского сада смотреть, как делают вкусные булочки. Получили рекомендации и рецепт от шеф-повара, сделали с детьми печенье в группе, а запекли в духовом шкафу на кухне детского сада. Побывав на экскурсии в аптеке и поразмыслив над вопросом: «Чем отличается аптека от аптечки», дети рассмотрели аптечку дома, в нашей группе и медицинском кабинете детского сада. Мы обратили внимание, на одинаковую спецодежду людей сходных профессий и правила хранения медикаментов в стеклянных шкафчиках, а продукты в холодильниках. Посетив библиотеку, мы сразу вспомнили, что так же аккуратно стоят книги на стеллажах в методическом кабинете.

Чтобы подготовить детей к длительным экскурсиям, мы начинали пешие походы на короткие расстояния. Смотрели за изменениями природы в тундре, гуляли по улицам нашего микрорайона. Рассуждали о названиях улиц, говорили о том, что кроме пользы человек приносит нашему городу вред. Наглядным примером является разбросанный мусор, исписанные вандалами фасады домов. Сразу вспомнили важную и такую нужную работу дворника в детском саду и на улицах нашего города. Интересным было наблюдение изменений в облике нашего микрорайона. Для этого мы показывали фотографии «старого» Талнаха и спрашивали, не узнают ли дети это место. Каким же было удивлением узнать, что это та самая часть микрорайона, на котором мы сейчас находимся. Только теперь на нем вместо тундры — дома, дороги, магазины. Мы расширяли кругозор детей и обращали внимание на то, что одно и тоже место может удивлять своим многообразием. Это хорошо прослеживается по организациям экскурсий в музей. Ведь в его стенах мы знакомились с палеонтологической выставкой, экспозицией, посвященной истории города, отмечаем народные праздники. Научные сотрудники организовывают экскурсии по тематике: народы Севера, животный и растительный мир Таймыра, знакомством с профессиями людей, работающих на рудниках, обогатительных фабриках.

Мы сравнивали разные направления одного и того же предприятия. Сначала, мы побывали в пекарне, знакомясь с профессиями тестомеса, раздельщика, формировщика, пекаря, а потом отправились в кондитерский цех, где кондитеры — профессионалы показывали мастер-класс по изготовлению и оформлению праздничных тортов. Теперь дети были не просто наблюдателями, а сами смогли поучаствовать в сложном процессе. Каждый ребенок получил ингредиенты для создания своего торта. Дошкольники смазывали коржи будущего торта, пробовали сами украшать глазурью и помадкой. Профессиональные работники дали оценку труда детей, оформили торты в фирменные коробки, и дети с гордостью несли своё произведение в детский сад, где угощали сотрудников и родителей. В следующий раз мы приходили «работать» в магазин – пекарню. Дети пробовали себя в роли продавца, кассира.

Наблюдения на экскурсиях, живое общение с настоящими профессионалами своего дела служат большим толчком к обогащению, развитию сюжета и диалога сюжетно – ролевых игр. После посещения банка и знакомством с профессией менеджер, мы дополнили сюжетно-ролевую игру банкоматом, пластиковыми картами и сберегательными книжками, а дети с большим удовольствием играли в банк. Они менялись ролями и были по очереди инкассаторами, менеджерами, кассирами. Правильно выстраивая диалог, наглядно увидев общение и денежные операции настоящих клиентов и персонала банка.

Заведующий почты обогатила нашу сюжетно-ролевую игру, подарив большую коробку конвертов, марок, штрих-кодов. Она не только с большой любовью рассказывала о своей нелегкой работе, но также с удовольствием включилась в игру и заготовила игровую посылку для детей, а получить её можно только по паспорту, которые мы специально подготовили. Дети получили письмо и извещение на получение посылки и искали посылку на стеллажах среди множества других коробок, расписывались в получении и несли посылку в детский сад. В нашей группе стало доброй традицией писать письма: друг другу, домой родителям, учителю – логопеду, повару, педагогу — психологу и получаем письма с ответами и зашифрованными заданиями. Хочу остановиться подробнее на письмах: каждый ребенок написал домой письмо, мы бросили его в почтовый ящик и ждали, когда же оно придет. Родители были полны удивления. Т.к получить письмо, написанное вручную – это не характерно нашему времени. Были в восторге от детского сюрприза. Ведь ребенок писал сам, а это очень приятно. Мы поставили почтовый ящик в группе. И детям тоже стали приходить письма. Мы обратили внимание, что дети совершенно не умеют открывать конверты. Вот что значит современные дети. Трогательным был случай с письмом к мальчику, мама которого с братом несколько месяцев лежали на операции.

Очень интересной и познавательной оказалась экскурсия в теплицу. Экскурсовод – агроном с педагогическим образованием по аналогии с детским садом рассказывала о процессе выращивания растений. Говорила, что растения, как и дети, когда маленькие, находятся в ясельной группе, подрастают и переходят в старшую, потом дети идут в школу, а растения на продажу в магазины. Растения, как и дети, получают витамины и так же нуждаются в заботе и ласке.

Первый опыт в общении с журналистами и знакомство с процессом съемок передач дети получили на телестудии «Перемена». Мы с детьми училась брать интервью, нам демонстрировали правильную речь дикторов, разрешали включать звукозаписывающую аппаратуру и почувствовать себя в роли настоящих ведущих. По итогам экскурсии сняли сюжет, который транслировался по Каналу 7. Нашим ответным шагом было приглашение руководителя телестудии, оператора и журналистов в гости в детский сад на наше мероприятие, которое послужило итогом долгосрочного проекта «Открывая загадочную дверь в мир взрослых». Ребята многому научились, обогатили свой опыт новыми впечатлениями и знаниями, умением вести диалог, свободно общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Сами дети выступили в роли экскурсоводов и, открывая дверь за дверью, знакомили приглашенных гостей с миром взрослых профессий и правилами поведения в обществе.

Все экскурсии способствовали обогащению и активизации речи детей. Например, посетив банк, дети познакомились со словами банкомат, инкассаторы, операция, провели аналогию с хирургической операцией. На телестудии дети узнали все слова, характеризующие тайны съемочного процесса и профессии людей: оператор, звукорежиссер, журналист, телеведущий. На почте ребята познакомились со значением слов: штрих-код, бандероль, адресат, свинцовые пломбы, погрузчик. Все новые слова дети активно включали в обиход в процессе игры.

Наше взаимодействие с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество педагога с родителями воспитанников. Пережитые впечатления и приключения на семейных экскурсиях позволили сплотить нас с родителями и обогатить сотрудничество с ними. Родители активно участвовали в сопровождении детей на экскурсии, оформлении совместных выставок творческих впечатлений. Экскурсии не только сплотили нас с родителями и детьми, но и позволили приобрести семейные традиции. Так, например, поездки на ферму и общение с животными, кормление, катание на лошадях будет теперь любимым место посещения многих семей. Наши с детьми впечатления были опубликованы в газете «Заполярная правда». Знакомство с театральным закулисьем, общение с актерами, которые раскрыли тайны театральной жизни, приобщило родителей и детей к миру искусства, вызвало желание исполнять роли в театральной студии детского сада, посещать спектакли всей семьей и группой детского сада.

Во время пандемии мы совершали виртуальные экскурсии на рабочие места родителей. Родители, имеющие QR-коды приходят в группу знакомить нас со своим мастерством. Во время очередного посещения дети познакомились с домашней коллекцией самодельных кукол. Знакомя ребёнка с произведениями народного творчества, мы пробуждаем в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуем воспитанию патриотических чувств. В целях приобщения к народной культуре мы с детьми решили поближе познакомиться с народной игрушкой: куклой. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. В рамках проекта «История возникновения кукол» ребята узнали о родословной кукол, их разнообразии и способах их изготовления. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» — гласит русская народная поговорка. Игра в куклы играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям. Итогом работы стала презентация «Удивительный мир кукол» и мини-музей кукол, созданных своими руками.

Если кто-то захочет пройти такой же путь, с таким же масштабом, то столкнется со множеством трудностей: занятость родителей, отсутствие необходимого финансирования, обеспечение безопасности детей в ходе проведения экскурсий, организация передвижения на городском транспорте, нежелание организаций выделять нам время в плотном рабочем графике, перенос даты запланированных экскурсий в связи с погодными условиями. Как вы думаете, какой момент оказался наиболее трудным? Погодные условия вносили большие трудности. Буран на ферме, метель на почту.

Остальные вопросы оказались решаемы в тесном сотрудничестве с родителями и администрацией детского сада. Так, например, экскурсии, связанные с организацией транспорта, было решено проводить как мероприятие выходного дня. Мы назначали место встречи, а каждый родитель сам привозил ребенка в назначенное место и отвечал за его безопасность. С организациями, которые оказывали услуги за плату, была договоренность о скидке для многодетных семей.

Активное использование интересной, но трудной в подготовке формы работы — экскурсии позволило уйти от традиционных методов знакомства детей с профессиями по картинкам, ребята получали знания и опыт социализации путем погружения в рабочую среду людей. Общались с профессионалами своего дела, наблюдали за действиями, отношениями, возникающими между специалистами профессии, специальных помощников техникой и оборудованием.

Наблюдение, результаты мониторинга детей, сплоченность педагогического коллектива группы с детьми и родителями позволяют считать экскурсии действенным способом тренировки способности к социальной адаптации, через социальное взаимодействие, что представляет собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как обеспечивает возможность впоследствии адекватно вести себя в различных ситуациях, иметь необходимый уровень социальной адаптированности.

По результатам реализации проекта: «Открывая загадочную дверь в мир взрослых» была опубликована статья в газете «Заполярная правда», выпущены два сюжета на телевидении, создан путеводитель по интересным местам города для семейного посещения.

Мы и сейчас продолжаем сотрудничество с организациями, имеющими ресурсы для социально-коммуникативного, познавательного развития детей.

Список использованной литературы:

  1. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с. – (Развитие и воспитание дошкольника);
  2. Виноградова, А.М. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / Р. С. Буре и др. – М.: Просвещение, 1987;
  3. Котлярова, С. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1973 № 7;
  4. Кузнецова С.В. Туризм в детском саду. Учебно – методическое пособие. Москва, Обруч, 2013;
  5. Обухов Л.А., Горькова Л.Г., Жиренко О.Е. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников: Подготовительная группа. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 304с. ф – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год