Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Финансовая грамотность в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста».
Познание
Автор: Мугинова Ляйля Ревнеровна   
29.04.2022 05:15

«Финансовая грамотность в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста».«Финансовая грамотность в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста».

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Работу свою мы разделили на блоки:

  • «Труд – продукт»,
  • «Деньги, цена, стоимость»,
  • «Доход, расход»
  • «Полезные навыки и привычки в быту».

В каждом блоке раскрывали педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

 

Объяснили функцию денег на понятном дошкольнику языке, подробно рассказали детям о способах заработка родителями. Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

С помощью игр и практик донесли до детей, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняли, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще деньги, быстро и внимательно.
  5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  6. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Объясняли понятия «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Планируемые результаты:

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

Воспитанники узнали:

Что представляют собой деньги?

И как они возникли?

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

(У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство)

Читали сказки, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. ( «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Петушок и бобовое зерныщко», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

Знакомили с пословицами, загадками.

  • Деньги хороший слуга, но плохой хозяин.
  • Время – деньги.
  • На деньги ума не купишь.

Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна.
(монета)

Проводили сюжетно – ролевые игры, такие как «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Магазин продуктов», «Врач», «Парикмахерская», «Банк», «Полицейский».

Разработали множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.

Игра: «Угадай профессию по движениям».

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами.

Игра «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет — то потопайте.

(Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).

Игра — «Наоборот»

Покупатель — продавец

Покупка — продажа

Дорого — дешево

Доход — расход

Тратить — копить

Наличные — безналичные

Высокие (цены) — низкие (цены).

Игра «Хочу – Надо»

Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и

«жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять разницу между «хочу» и «надо».

Игра «Что можно, что нельзя купить»

Цель: Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Правила игры: играть могут от 2 до 6 детей. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее закроет свои карты

Ход игры: Ребёнку предлагаются две большие карточки с изображением монет и зачеркнутых монет (или по одной карте каждому ребенку) Необходимо заполнить большие карты, маленькими карточками (что можно купить, а что нельзя), объясняя свой выбор.

Игра «Доход – Расход»

Игра «Кто кем работает?»

Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Дети брали картинки с изображение профессий. Составляли рассказы при помощи схемы – картинок.

Игра «Не ошибитесь»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Игра «Положи монетку в копилку»

Цель: формировать знания о номинале монет, умение компоновать монеты для получения определенной суммы.

Игра «Что можно купить за деньги и что нельзя»

Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Игра – ходилка «Миллионер».

Просмотр мультфильмов:

«Азбука финансовой грамотности», «Золушка» — Смешарики;

«Райский остров»; «Благородное дело»;

Фиксики: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»;

«Азбука денег. Уроки тетушки совы»;

Три кота: «Поход в магазин»;

«Простоквашино», «Муха – цокотуха».

Работу по финансовой грамотности проводили при взаимодействии с семьей.

Совместную деятельность организовали таким образом, что родители стали участниками этого процесса, вместе объясняли такие понятия как:

  • что такое деньги, какие они бывают
  • что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»
  • что такое карманные деньги
  • Банковская пластиковая карта
  • как планировать свои расходы

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Из всего этого можно сделать вывод.

Правильное экономическое воспитание служит основой миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Литература

Дополнительную общеразвивающую программу детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.;

Дополнительную программу по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.;

Дополнительную общеобразовательную программу по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

«Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.;

Парциальную образовательную программу дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год