Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Познание
Автор: Н. П. Калачёва, А.Г. Пояркова   
05.01.2022 12:45

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Н. П. Калачёва, заведующий
  • А. Г. Пояркова, старший воспитатель МАДОУ Детский сад №5 «Рябинка» Осинниковкий городской округ

Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости
значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим.
В.А. Сухомлинский.

Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека, а правильный ее выбор поможет найти свое место в жизни, быть удовлетворенным своей судьбой и самим собой.

Но в каком возрасте ребенок может определить для себя кем стать в будущем, какую профессию выбрать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбора подростком сферы дальнейшего образования. И на этом этапе возникает множество вопросов профессионального самоопределения: что делать? куда пойти учиться? какую профессию выбрать?

 

Известно, что у человека все закладывается с детства и последующее обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ранее. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий профессиональный выбор, который определит его жизнь.

Проблема профессионального самоопределения подрастающего поколения в настоящее время является особо актуальной на государственном уровне. В настоящее время решение данной проблемы заложено в развитии идеи, что непрерывную профессиональную ориентацию при введении вариативного и профильного обучения целесообразно осуществлять не только в учреждениях общего образования, но и в условиях дошкольного образования — как первоначального звена единой непрерывной системы общего образования. При таком понимании дошкольное образовательное учреждение становится фундаментом для формирования базовых знаний о мире профессий и дальнейшего осознанного выбора будущей профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого ребёнка. Но основная же роль профессионального самоопределения подрастающего ребёнка будет принадлежать школе и семье.

Известно, что интерес детей к труду взрослого проявляется уже в трехлетнем возрасте, когда малыш начинает воспроизводить отдельные простейшие трудовые действия: кормление, стирку, готовку и т.д. Эти трудовые действия сигнализируют о профессионально ориентированных намерениях ребенка дошкольника действовать как взрослый, которые иллюстрируют зарождающиеся зачатки ранней профориентации исключительно в дошкольном возрасте.

Основной целью ранней профориентации дошкольников является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру взрослых. В связи с этим главной задачей педагога дошкольной образовательной организации становится информирование дошкольников о разнообразии мира профессий, а именно формирование знаний о разных профессиях, положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.

В условиях дошкольной образовательной организации это направление реализуется через систему трудового воспитания дошкольников. Для того чтобы выработать к старшему дошкольному возрасту положительно-профессиональное отношение детей к людям труда разных профессий, педагогу необходимо начиная с младшего возраста формировать трудовые навыки и умения на основе прямого научения и упражнения в повседневном систематическом труде по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому и труду в природе в условиях детского сада.

Работа в данном направлении требует от педагога четкого руководства этим процессом. Если взрослый грамотно организует трудовую деятельность детей, то в дальнейшем у старших дошкольников формируются первые детальные представления о разных видах труда взрослых и разнообразии профессий.

У детей дошкольного возраста формирование начальных представлений о мире профессий и интереса к профессионально — трудовой деятельности следует осуществлять поэтапно в соответствии с возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка. Так в младшем дошкольном возрасте работа по ранней профориентации направлена на развитие любознательности к трудовой деятельности взрослых. Основными профориентаторами ребенка 3-4 лет являются: наблюдение фрагментов трудовых действий взрослого, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, рассматривание предметов и картинок по данному направлению.

Направленность профориентационной работы с детьми среднего дошкольного возраста заключается в знакомстве с трудовым опытом взрослых, которое формирует положительное отношение детей труду. Основными формами и методами работы с дошкольниками 4-5 лет являются: наблюдение конкретных трудовых процессов взрослых; беседы о профессиях; просмотр слайд-презентаций; дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса; сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации; рассматривание предметов, инструментов, материалов как основных компонентов трудового процесса взрослого; практико-ориентированная деятельность в виде простейших трудовых действий. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют использовать в педагогической практике более активные формы профориентационной работы: целевые и виртуальные экскурсии в различные учреждения города, просмотр слайд-презентаций и видеофильмов о профессиях взрослых; дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса; рассматривание предметов, инструментов, материалов как основных компонентов трудового процесса взрослого; сюжетно-ролевые игры, позволяющие включать реальные трудовые процессы, решение проблемных ситуаций; организация детских мини-мастерских; проектная деятельность; практико-ориентированная деятельность в виде трудовых действий.

Таким образом, чем раньше, начиная с детства насыщать ребенка сведениями о разнообразном мире профессий и профессиональной деятельности взрослых, посредством разнообразных форм и методов работы, к старшему дошкольному возрасту сформируется профессионально ориентированный багаж знаний, который в подростковом возрасте будет способствовать сознательному и серьезному выбору будущей профессии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год