Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экспериментальная деятельность: поиски, находки, открытия
Познание
Автор: Костюченко Валентина Анатольевна Третьякова Лариса Романовна   
01.01.2022 13:16

Экспериментальная деятельность: поиски, находки, открытияЭкспериментальная деятельность: поиски, находки, открытия

Работая с детьми, мы столкнулись с такой проблемой как недостаточное знание детей о неживой природе. И нам захотелось интересно преподнести эти знания. В этом нам помог метод экспериментирования. Эта проблема на данный момент является актуальной потому, что развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, нежели сведения, которые он получает репродуктивным путем.

На первом этапе работы мы выявили уровень экологических знаний о неживой природе. Оказалось, что дети мало знают о свойствах, качествах материалов неживой природы и как человек использует их в жизни. Не проявляют интерес к экспериментированию и поисковой деятельности.

 

Скачать конспект

На основании этого были организованы лаборатории, разработаны тематика и содержание деятельности с детьми:

  1. Лаборатория по изучению свойств воды (вода – это жидкость, не имеет форму и принимает форму того сосуда в котором находится; прозрачная, но можно сделать не прозрачной; не имеет вкуса, но может растворять вещества).
  2. Лаборатория по изучению свойств воздуха (невидимый, но его можно почувствовать; не имеет запаха; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; ветер – это воздух и может перемещать предметы; имеет вес; занимает место).
  3. Лаборатория по изучению свойств песка (состоит из мелких песчинок; имеет цвет; сухой песок сыпуч; не имеет формы, можно рисовать; впитывает влагу; мокрый песок сохраняет форму, на нем остаются отпечатки; тяжелее сухого).

А также с целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Основой экологического обучения выступала исследовательская деятельность детей – проведение опытов. Приходя в лабораторию, дети превращаются в «ученых». Во время проведения опытов они надевают белые халаты и получают опознавательные эмблемы, которые прикрепляются на груди.

В процессе обучения учитывалась такая процедура, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Чтобы попробовать может ли вода менять вкус – добавляли лимон, сахар, соль.

Занятие организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Для ребенка очень важно иметь свой набор лабораторной посуды, самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

Во время совместного экспериментирования с детьми мы ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предложения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта с помощью рабочих листов. Дети собираются за столом и рассказывают о том, кто что делал и у кого что получилось. Ценность такой организации в том, что разговор идет глаза в глаза. А наша роль как воспитателей подготовить ключевые вопросы, которые поддерживают активность детей.

Также проводилась работа с родителями. Воспитание правильного отношения детей к природе, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, мы познакомили родителей с системой работы в данном направлении. Родители принимали активное участие в образовательном процессе. Оказывали помощь в обновлении оборудования и пополнении необходимыми материалами.

Для закрепления материала, детям давались домашние задания – опыты, которые они проводили совместно с родителями. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснилось в беседах с родителями и детьми.

У детей в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний. Дети самостоятельно видели проблему. Активно высказывали предложения. Выдвигали гипотезы и предположения. Самостоятельно планировали предстоящую деятельность, выбирали предметы и материалы. Помнили о цели работы на протяжении всей деятельности. Доводили дело до конца. Делали выводы.

В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год