Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки»
Познание
Автор: Колесникова Виктория Олеговна   
10.12.2021 15:21

Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки»Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки»

Автор проекта: воспитатель младшей группы Колесникова Виктория Олеговна МБДОУ "ЦРР-Д/С Колокольчик" г.Абакан

Место проведения: вторая младшая группа

Возраст детей: с 3х до 4х лет

Сроки проведения: ноябрь 2020 г — май 2021

Количество участников проекта: 80 человек, из них: воспитатель, младший воспитателя, 26 детей и 52 родителя.

Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательно – творческий.

 

Краткое содержание проекта:

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Деятельность детей с прищепками может быть интересной и разнообразной, решать несколько различных задач: развивать мелкую моторику, оздоравливать организм ребенка при помощи массажа прищепками, развивать творческое воображение при изготовлении поделок из прищепок, развивать память, речь, творческие способности при работе с театром на прищепках, вовлекать родителей в педагогический процесс.

Проект предназначен для того, чтобы найти действенные методы работы с детьми, используя бельевые прищепки.

Цель направления деятельности проекта: развитие мелкой моторики у детей с использованием бельевых прищепок в разных видах деятельности.

Задачи:

  1. Использовать прищепку как нетрадиционный тренажер для самомассажа рук ребенка;
  2. Обогащать предметно-развивающую среду с использованием разнообразных дидактических игр с прищепками, настольного театра;
  3. Развивать творческое воображение, речь в настольных играх с прищепками;
  4. Изготовить и использовать в своей работе с детьми «Театр на прищепках»;
  5. Вовлекать родителей в педагогический процесс по изготовлению разнообразных игр и поделок «Веселые прищепки»;
  6. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Взаимодействиес родителями:

  1. Научиться вместе с детьми играть в дидактические игры с прищепками в домашних условиях.
  2. Создавать в семье благоприятные условия для проведения игр детей.

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют интерес к дидактическим играм, расширился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
  • Кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.
  • У детей укрепится мускулатура рук при использовании прищепки в дидактических играх и при выполнении самомассажа рук.
  • Родители владеют необходимыми знаниями по данной теме и активно используют дидактические игры с прищепками дома.
  • В группе обогащена предметно-развивающая среда: имеются разнообразные дидактические игры с прищепками, настольный театр изготовленный родителями
  • Дети активно играют в дидактические игры, как в самостоятельной деятельности, так и в образовательной.

Актуальность проекта.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу– это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.).

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей. Для нас это – привычные вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Например, обычные бельевые прищепки.

В первые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала в своей работе с детьми известный итальянский педагог Мария Монтессори, которая писала: «До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было». Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение, для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, развиваются раньше своих сверстников, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Дидактические игры с прищепками, настольный театр, анимации к сказкам из прищепок я легко включаю в структуру режимных моментов, в образовательную деятельность, в самостоятельную и совместную деятельность с детьми в ДОУ.

Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых.

Для реализации задач проекта, мной был разработан цикл занятий, подобраны игры, совместная деятельность воспитателя, детей и родителей, и самостоятельная деятельность детей.

Проект «Волшебные прищепки» реализуется воспитателем с детьми второй младшей группы и организуется в три этапа.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап (ноябрь):

  • Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей
  • изучение методической литературы по данной теме:
  1. Веселый мир прищепок / Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т. Д.». — 2004. — 31с.
  2. Удивительные прищепки/ Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т. Д.». — 2004. — 31с.
  3. Чудеса своими руками / Нагибина М.И. -М., -1997
  4. А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.)
  5. «Игры с прищепками: творим и говорим» Ю.А. Фадеевой (серия «Библиотека логопеда»)
  • подготовка наглядного материала:

а) информация в родительский уголок;

б) выставка поделок детей и родителей «Веселые прищепки».

  • знакомство детей с прищепками, рассказ об их предназначении, о необычных способах использования в детском саду (массаж, игры, поделки, театр)
  • Т. Маршалова. Консультация «Щепочки-прищепочки. Копилка секретов».

II. Основной этап реализации проекта (декабрь – март):

  • составление перспективного плана проведения дидактических игр с прищепками с ребенком
  • разработка рекомендаций по проведению дидактических игр с прищепками дома

Работа с детьми:

  • чтение «Сказки про старую Прищепку» Автор: Т.Маршалова
  • игровой пальчиковый тренинг (Т. Шарталова):

а) упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением: «Лиса», «Крокодил», «Гусь», «Черепашка»;

б) сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок: «Коробочки», «Зубастики», «Разноцветный заборчик»;

  • развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками (дополнить фигурки из картона деталями-прищепками).
  • использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений. Дидактические игры «Кто быстрее?» (развитие пространств дифференциации), «Невидимка на сказочной улице» (тренировать умение находить один предмет в ряду однородных)
  • логопедические игры с использованием прищепок «Тематическая цепочка» (активизировать предметный словарь по теме «Посуда»), «Чья цепочка длиннее?» (расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»)
  • автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах

Работа с родителями:

  1. Консультация «Сегодня и завтра обычной прищепки»
  2. Консультация с элементами тренинга «Самомассаж рук ребенка бельевыми прищепками»
  3. Создание театра на прищепках.

III. Заключительный этап (апрель)

  • Дидактические игры с прищепками
  • Рассказывание сказок с иллюстрациями при помощи прищепок
  • игры в настольный театр из прищепок.

Заключение

Все материалы и пособия используются еженедельно в непосредственно образовательной деятельности (дети – воспитатель) и самостоятельной деятельности детей.

Все участники проекта принимают активное участие, включены в процесс работы над проектом.

В ходе проекта, мы с детьми разучили много дидактических игр. В ходе образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, речь ежедневно обогащалась, словарный запас становился все шире. Дети научились составлять рассказы из простых предложений, придумывать свои игры и правила к ним.

Каждый день дети активно играли с прищепками, используя их в разных вариациях игр, тем самым у детей развивалось воображение, фантазия, мышление, память.

Самомассаж помог закрепить мышцы на руках, дети спустя две недели уже легко справлялись с прищепками и не уставали.

Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Приучать ребенка к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Те игры-упражнения, которые включены в данную разработку несложные и сложные одновременно. Они трудны для детей, у которых слабо развиты моторные навыки, но будут и интересны и полезны всем детям.

Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Такие игры также были проведены дома совместно с родителями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год