Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект «Путь к познанию мира»
Познание
Автор: Нуцалова Джавахиль Расуловна   
12.07.2021 10:26

Педагогический проект «Путь к познанию мира»Педагогический проект «Путь к познанию мира»

Автор проекта: воспитатель I-кв. категории Нуцалова Д.Р. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» Когалым 2021 г. 

Сроки реализации: Сентябрь 2020г. – Май 2021г.

Аннотация:

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для познавательного развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение естественно-научного прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 

Скачать конспект

Проанализировав уровень познавательной активности старших дошкольников, разработала проект «Путь к познанию мира». Проект выстроен по принципу основной образовательной программы МАДОУ «Колокольчик»

Актуальность: Дети по природе своей любопытны и деятельны. Важно помочь ребёнку удовлетворить его любопытство, объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне. Необходимо, максимально используя пытливость детского ума, направить ребёнка к познанию мира, развитию творческих способностей. Ребёнок должен освоить азы экспериментирования:

С целью развития познавательных интересов, у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Проект направлен на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с родителями воспитанников, выстраивание партнерских отношений за счет проведения совместных мероприятий.

Новизна проекта заключается:

  • в поэтапном познавательной активности старших дошкольников путем экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного добывания знаний

Социальная значимость проекта:

  • ребенок
  • семья
  • детский сад
  • воспитатели

Цель проекта: развитие познавательных интересов, у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи исследования:

Образовательные:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • Формировать способности детей устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
  • Способствовать проявлению активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познавательной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развивать наблюдательность;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

9 слайд)

Ожидаемый результат.

Реализация данного проекта предполагает:

У дошкольников…

  • активно познавать окружающий мир
  • действовать согласно алгоритма познания
  • умение применять разные способы детского экспериментирования
  • ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы
  • доказательно объяснять полученный результат
  • формируются предпосылки учебной деятельности.

У родителей

  • Сформировано представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
  • Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с воспитателями группы.

У педагогов

Обеспечена возможность: работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей); использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей. Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории.

Проект способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания и строится на следующих принципах:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

  1. Анкетирование по проблемам детского экспериментирования. Благодаря анкетированию можно выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования.
  2. Проведение открытых занятий для родителей по детскому экспериментированию. Открытые занятия для родителей позволяют наглядно продемонстрировать доступные опыты для детей, которые можно повторить дома.
  3. Консультации для родителей по детскому экспериментированию. Для систематизации знаний родителей по вопросам детского экспериментирования можно предложить различные консультации, например: «Игры с песком и водой», «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование», «Как сделать вулкан в домашних условиях», «Игры со светом для детей», «Как ответить на вопросы маленького почемучки» и др.
  4. Проведение викторин, конкурсов для детей и родителей исследовательской направленности.

Например:

- викторина «Почемучка» (взрослые пытались найти ответы на вопросы

детей и доказать практическим путем),

  • конкурс «Лучший опыт»
  • конкурс «Поделки из бросового материала»

- конкурс «Птичья столовая» и др.

5. Участие родителей в проектах исследовательской направленности.

В детском саду можно реализовать проекты исследовательской направленности, такие как:

- проект «Волшебная водица» (дети исследовали, сравнивали пресную и соленую воду)

  • проект «Берегите нашу планету» (дети с родителями участвовали в экологическом десанте по сбору мусора, исследовали особенности перегнивания мусора)

- проект «Вулканы».

6. Участие родителей в экскурсиях исследовательской направленности.

Родители воспитанников принимают участие в организации экскурсий, совместно с детьми исследуя интересные места нашего города.

7. Совместный труд детей и родителей в природе.

Дети и их родители исследуют особенности природных объектов в трудовой деятельности.

8. Проведение праздников исследовательской направленности.

Совместные с родителями можно проводить такие праздники, как «Эксперимент – шоу», «Калейдоскоп фокусов».

Дети с родителями подбирали интересные фокусы, а дети их демонстрировали.

12-13слайд)

Ресурсное обеспечение проекта.

Материально техническое обеспечение:

Материалы Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная, альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца.

Информационное: выход в Интернет, телефонная, связь, электронная почта, персональный сайт и т.п.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована пространственная среда и создан центр экспериментальной деятельности.

14-16 слайд

Методическое сопровождение проекта:

- Материалы мероприятий с дошкольниками

- Методическая и художественная литература, иллюстративный материал, презентация, картотеки игр и учебно – методических пособий.

- Консультативный материал для родитеелй

- Картотека дидактических игр

- Аудио и видео материалы

- Стенд

17-20слайд

Практическая работа

- Активное участие в пополнении библиотеки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подбираются картины, иллюстрации, познавательные игры.

21 слайд

Механизмы реализации проекта

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный Сентябрь 2020г.

Цель: создание условий для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана, выбор форм работы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.
  • Разработка циклов НОД по познавательно-исследовательской деятельности.
  • Подбор оборудования и материалов для оснащения центра экспериментальной деятельности.
  • Подбор материалов, атрибутов для познавательно-исследовательской деятельности.
  • Анкетирование для родителей.

22 слайд

2 этап: Основной Октябрь 2020г. -март2021г.

Цель: формирование познавательного интереса при помощи экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
  • Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
  • Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год