Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детско – родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности «Увлекательные эксперименты для всей семьи»
Познание
Автор: Шамратова Юли Ибрагимовна   
28.05.2021 22:55

Детско – родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности «Увлекательные эксперименты для всей семьи»Детско – родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности «Увлекательные эксперименты для всей семьи»

Выполнила: воспитатель Шамратова Ю.И. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым «Колокольчик» г. Когалым, 2021 г.

Актуальность:

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е. Тимирязев

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса называет познавательно – исследовательскую деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, создает условия для обогащения развития ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической, познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно — следственные связи и зависимость. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО.

 

Скачать конспект

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников.

А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают? Эти вопросы и стали основополагающими для разработки проекта «Увлекательные эксперименты для всей семьи». Таким образом, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь – февраль 2021 года).

Участники проекта: дети и родители (законные представители) старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.

Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями (законными представителями) в домашних условиях.

Задачи проекта:

  • Знакомить родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;
  • Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях;
  • Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников;
  • Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
  • Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента;
  • Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

Гипотеза: Проведенная работа по проекту «Увлекательные эксперименты для всей семьи» позволит расширить и обобщить представление о развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями в домашних условиях».

Использование инновационных технологий:

  • Инновационные технологии;
  • Технология проектной деятельность;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • ИКТ – технологии;
  • Личностно – ориентированные технологии;
  • Игровая технология;
  • Технология ТРИЗ.

Для реализации проекта использовать следующие формы работы с детьми:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
  • Совместная деятельность с семьей;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Наблюдения в природе;
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
  • Беседы по теме эксперимента;
  • Целевая прогулка.

Формы работы с родителями: мастер класс, консультация, буклеты, памятки, беседы, анкетирование, фото — выставки.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности;
  • Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;
  • Создание родителями лаборатории в домашних условиях;
  • Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Изучение методической литературы и интерет – ресурсов для реализации проекта.
  2. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.
  3. Разработка перспективного плана по взаимодействию с родителями (законными представителями).
  4. Разработка цикла консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».

Основной этап:

  1. Анкетирование: «Эксперименты дома. Миф или реальность?».
  2. Реализация перспективного планирования.
  3. Консультирование родителей (законных представителей) «Экспериментируйте с ребенком дома».
  4. Мастер — класс «Экспериментальные выходные».

Заключительный:

  1. Анализ результатов проекта.
  2. Презентация фото — отчет по проекту «Увлекательные эксперименты для всей семьи».

Перспективный план

взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:

1. Анкетирование родителей «Эксперименты дома. Миф или реальность?» (выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей).

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

2. Беседа: «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Цель: дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

3. Информационный стенд для родителей — памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Как организовать детскую мини-лабораторию в домашних условиях».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

4. Консультация: «Игра или экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

5. Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

6. Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

7. Картотека опытов в помощь родителям «Занимательные опыты и эксперименты для всей семьи».

8. Буклет «Детское экспериментирование».

Реализация проекта

С родителями было проведено анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?», в котором приняло участие 25 родителей, результаты опроса представлены в диаграмме.

Анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?» помогло выявить имеющиеся у родителей знания об опытно-экспериментальной деятельности. Результаты показали: все опрошенные родители знают, что такое экспериментирование, но используют его в домашних условиях лишь 8 из 25 родителей, к тому же, делают это довольно редко, 5 родителей из 25 считают, что использование данного метода дома – это миф, остальные все-таки полагают, что при желании эксперименты в доме могут стать реальностью.

Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома» по темам: «Детское экспериментирование в домашних условиях», «Экспериментируем дома» и «Экспериментируем на кухне», основная цель которых – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего ребенка.

Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому была проведена акция «Экспериментальные» выходные». В выходные дни родители совместно с детьми проводили дома опыты и эксперименты.

В помощь родителям была создана картотека опытов «Занимательные опыты и эксперименты», которая помогло увлечь их идеей экспериментирования в домашних условиях.

Результатом работы над проектом стало создание фото — отчета «Домашняя мини – лаборатория» с описанием совместно проведенных опытов детей и родителей. А главный итог: родители и дети стали роднее и ближе друг другу, так как каждый занимался своими делами, а вместе, мама и сын или папа и дочка, проводили весело и с пользой свободное время. Не на этом ли держится семья!

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384);
  2. Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год