Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Воздух-невидимка» (для детей среднего дошкольного возраста).
Познание
Автор: Каратаева Алина Юрьевна   
01.04.2021 09:22

Проект «Воздух-невидимка» (для детей среднего дошкольного возраста).Проект «Воздух-невидимка» (для детей среднего дошкольного возраста).

Подготовила: Каратаева Алина Юрьевна – воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Росинка” города Ядрина Чувашской Республики г. Ядрин, 2021г.

Вид проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный

Срок проведения – 1 неделя (09. 04-14. 04)

Актуальность.

  • То, что я услышал, я забыл.
  • То, что я увидел, я помню.
  • То, что я сделал, я знаю!

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

 Скачать конспект

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Опыты, которые дети проводят в мини — лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Цель проекта:

раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

Задачи проекта:

  • Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
  • использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
  • формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Предметно-пространственная среда: Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.

Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры

Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, воздушные шары.

Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

Продукт проектной деятельности: презентация "Воздух — невидимка"

Используемая литература и интернет источник:

  1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.
  2. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
  4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
  5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 1986.
  6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
  7. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
  8. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
  9. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
  10. Зубкова Н. М. "Воз и маленькая тележка чудес" Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет
  11. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет СПб: Речь, 2009.

План-схема реализации проекта

Этапы

Основные направления реализации проекта

Материалы и средства реализации проекта

1Подготовительный

Воспитатель стал надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений, беседы, дети выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  1. Узнать про воздух, как можно больше.
  2. Провести опыты с воздухом.

Беседы, НОД: "Что такое воздух", "Значение воздуха для жизни и роста живых организмов", "Носы нужны не только для красы", "Какую пользу приносит ветер».

Сказка "Южный ветерок".     С.Я. Маршак "Мяч", "Мыльные пузыри". А.С. Пушкин "Ветер по морю гуляет", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (отрывок: Ветер, ветер, ты могуч...).

Детская энциклопедия здоровья. "Научные ответы на детские "почему?". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую..."

Разработать картотеку игр, опытов.

2 Цикл практических дел

Настольно - дидактические игры:
"Куда дует ветер?", "Узнай по запаху", "Хорошо - плохо", "Собери картинку", , "Найди ошибки художника", Сюжетно - ролевые игры: "Путешествие", "Семья", "Мы - исследователи", "Магазин". Подвижные игры, эстафеты: "Северный и южный ветер", К своему флажку беги", "Сиамские близнецы", "Догонялки", "Чье звено скорее соберется?", и др. Игровые упражнения: "Сдуй перышко". "Надуваем шарик" .

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Опыт №4. Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.

Опыт №6. Воздух всегда в движении.

Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем.

Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.

Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

Опыт №13. Плавающий апельсин.

Ёмкости, воздушные шары, пакеты, ветряные мельницы, трубочки, пластиковые бутылочки, стаканчики и т. д.

3 Заключительный

Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.

Презентация проекта на
родительском собрании "Воздух - невидимка"

 

Опыты и эксперименты с воздухом

для детей среднего дошкольного возраста.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учит самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

«Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

  • «Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
  • «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?
  • «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
  • «Надувание воздушного шарика».

Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.

Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.

  • «Поиск воздуха».

Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

  • «Что в пакете?»

Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.

  • «Загадочные пузырьки».

Задача – обнаружить воздух в других предметах.

Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

  • «Надувание мыльных пузырей».

Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).

  • «Пузырьки-спасатели».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

  • «Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год