Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»
Познание
Автор: Майорова Ольга Владимировна   
27.05.2020 11:18

Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»

по разделу «Познаем мир, в котором мы живем».

Воспитатель О.В. Майорова, высшая кв. категория.

Программное содержание:

  • познакомить детей со свойствами пластмассы и сравнить их со свойствами стекла
  • упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства
  • закреплять умение детей группировать предметы по общим признакам
  • продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов
  • продолжать учить детей самостоятельно проводить опыты.

Оборудование:

 

Демонстрационный материал: предметы из различного материала: стекло, дерево, кожа, мех, поролон, металл, магнит, резина, песок, камень; весы; стеклянный и пластмассовый стакан; вода; целлофановый пакет; 2 горшка с землей, проращенные семена тыквы.

Раздаточный материал: карандаши; линейки; стеклянные пузырьки; пластмассовые шарики; альбомный лист, расчерченный на сектора.

Предварительная работа:

Знакомство детей:

  • со свойствами ткани; бумаги, металла, стекла
  • с альбомом «Методы исследования»
  • с условными обозначениями различных свойств материала
  • с игрой «Превратись в жидкое, твердое или газообразное состояние».

Вводная часть.

Дети сидят за столами.

- Ребята, посмотрите, какие разные предметы окружают нас в этой комнате и все они изготовлены из различного материала.

Воспитатель предлагает рассмотреть групповую комнату, назвать предмет и материал из чего он сделан.

(Например, окно – из стекла и дерева, стены — из кирпича, обои на стенах — из бумаги, одежда — из ткани, ножки у столов – из металла, игрушки – из дерева, резины и пластмассы.)

Основная часть.

- Сегодня я хочу вас познакомить с удивительным материалом – ПЛАСТМАССОЙ. Мы прочитаем о ней в книге, проведем опыты, зададим вопросы специалисту, узнаем о ее свойствах, а так же где и как человек применяет пластмассу в быту. А все, что вы узнаете о пластмассе на занятии, будете отмечать у себя на листах бумаги с помощью пиктограмм.

Воспитатель предлагает рассмотреть альбом «Методы исследования».

- Я открываю наш альбом – подсказку и что мы видим?

Воспитатель показывает детям страницу с изображение метода «Подумать» (изображение мальчика).

- Мальчик нам предлагает подумать.

- Ребята, вы уже знаете о том, что все материалы можно разделить на 2 большие группы. Назовите их. (Ответы детей)

- Материалы, которые создала природа – естественные, и материалы, которые создал человек — искусственные.

Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, разложенные на столе.

- Перед вами предметы из разного материала. Подумайте и разложите их на две группы.

(натуральные: солома, дерево, кожа, мех, камень, глина, песок; искусственные: стекло, резина, металл, магнит, поролон, синтетическая ткань).

Воспитатель показывает предмет из пластмассы.

- Ребята, подумайте и скажите, к какой группе вы бы отнесли предметы из пластмассы? (Ответы детей).

- Правильно, это искусственный материал, пластмассу изобрели ученые — химики.

Воспитатель показывает детям вторую страницу альбома с изображением метода «Прочитать в книге» (изображен мальчик с книгой).

- А мы открываем вторую страничку нашего альбома и видим: «Прочитайте в книге»

Воспитатель читает текст о пластмассе из методического пособия к «Программе предшкольного образования»: «Удивительные превращения. Детям о секретах вещества» (стр. 56)

Воспитатель демонстрирует мелкие частицы пластмассы и металлическую форму.

- Посмотрите, ребята, вот такие мелкие частицы пластмассы – заготовки, расплавляют и затем заливают в различные формы, которые необходимо приобрести пластмассе – так получается любой предмет из пластмассы. При расплавлении пластмассы выделяются вредные пары, поэтому в домашних условиях заниматься плавкой пластмассы запрещено и опасно – можно получить отравление организма.

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Опыты» (изображение мальчика с колбой)

- Итак, третья страница нашего альбома – очень интересная и увлекательная – опыты. Настало время опытов и экспериментов.

На столах у детей разложено все необходимое для проведения следующих опытов.

- Ребята я вам предлагаю провести опыты с пластмассой.

После каждого опыта воспитатель предлагает зафиксировать результат — зарисовать пиктограмму у себя на листе бумаги.

1-й опыт:

Для первого опыта вам потребуется пластмассовая линейка и стеклянный пузырек. Возьмите пластмассовую линейку, слегка перегните ее пополам, а затем отпустите. Затем попробуйте тоже проделать со стеклянным пузырьком.

Дети проделывают все действия.

- Линейка приняла первоначальную форму. Какой можно сделать вывод, что пластмасса (Ответы детей)

- Можно сделать вывод – пластмасса мягкий и упругий материал.

- Вы смогли перегнуть стеклянный пузырек (Ответы детей)

- Какой можно сделать вывод, что стекло (Ответы детей)

- Можем сказать, что стекло – твердый материал, а пластмасса мягкий.

2-й опыт:

- Второй опыт тоже достаточно прост. Зажмите в кулачок одной руки стеклянный предмет, а в другой пластмассовый.

Дети проделывают все действия

- Что вы ощущаете? Какой предмет холодит руку? (Ответы детей)

- Что можно сказать о свойствах этих материалов? Стекло, какое? (холодное), а пластмасса? (теплая)

3-й опыт:

-Положите на одну руку пластмассовый предмет, а на другую стеклянный — взвесьте их. О каком свойстве предметов мы можем сказать сейчас? (тяжесть)

- Что, по вашему мнению, тяжелее? (стекло тяжелее)

- Чтобы научно доказать этот факт, взвесим пластмассовый и стеклянные предметы на весах.

Воспитатель приглашает ребенка для проведения опыта по взвешиванию предметов.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (стекло тяжелее, чем пластмасса)

4-й опыт:

- У меня на столе стеклянный и пластмассовый стаканы. Что произойдет, если их уронить на пол? (стеклянный стакан разобьется)

- Какой вывод можно сделать? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое)

- Что произойдет с пластмассовым предметом, если его уронить на пол? (Ответы детей).

Воспитатель роняет пластмассовый стакан на пол.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое, а пластмасса – прочная, небьющаяся)

- Как вы думаете, какую посуду лучше взять в поход и почему? (Ответы детей)

5-й опыт:

Для проведения следующего опыта воспитатель предлагает подойти 2 ребят к ней.

- Ребята, но у стекла и пластмассы есть и одинаковые свойства, какие вы сейчас определите из следующего опыта.

Воспитатель предлагает детям налить воду в предложенные стаканы – пластмассовый и стеклянный.

- Посмотрите ребята, протекают ли стаканы? (Ответы детей)

- Значит, какое общее свойство у стекла и пластмассы? (Они не пропускают воду — водонепроницаемые).

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть зарисованные вами пиктограммы по опытам, и вспомнить о каких же свойствах стекла и пластмассы мы узнали. Дети просматривают пиктограммы и перечисляют свойства пластмассы и стекла. Воспитатель делает вывод по проведенным опытам и ответам детей.

  • Пластмасса — мягкая, упругая, теплая, легкая, прочная

- Стекло – твердое, холодное, тяжелое, хрупкое.

- Оба материала водонепроницаемы.

Воспитатель предлагает всем детям выйти в центр группы и поиграть.

Игра: «Превратись в жидкое, твердое или газообразное состояние».

- Я вам называю разные предметы, а вы с помощью движений и перемещений по группе показываете, в каком состоянии они находятся. Например:

твердое – дети стоят плотно друг к другу (ложка, стол, часы, книга)

жидкое – выстраиваются в цепь (молоко, сок, дождь, река)

газообразное – разлетаются, кружатся (пар, воздух, кислород)

Дети возвращаются за столы.

- Возвращаемся к нашему альбому и следующая страница «Спросим у специалиста».

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Спросим у специалиста» (изображение мальчика в мантии).

- Сегодня на занятие я пригласила нашего эколога, чтобы вы получили ответы на интересующие вас вопросы о пластмассе. (Дети задают вопросы экологу)

Например:

- Что произойдет с предметом из пластмассы, если его закопать в землю?

- Из любой ли пластмассовой посуды можно есть?

Специалист отвечает на все заданные детьми вопросы.

- Пролистнем еще одну страничку альбома-подсказки — «Наблюдение».

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Наблюдении» (изображение мальчика с лупой)

- Для наблюдения я приготовила два горшка с землей и проросшие семена тыквы.

Воспитатель демонстрирует детям горшки и семена. Затем показывает полиэтиленовый пакет.

- Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей)

- Как вы думаете, из чего он сделан, из какого материала? (Ответы детей)

- Он тоже сделан из пластмассы. Многие люди применяют полиэтилен для устройств теплиц и парников в садах. Как вы думаете, почему в теплицах растения растут быстрее? (Ответы детей).

- Полиэтиленовый пакет прозрачный – пропускает свет, плотный – не пропускает холодный воздух, прочный – поэтому этот материал применяют для покрытия парников и быстрого выращивания растений.

Воспитатель, проговаривая свойства полиэтилена, демонстрирует его преимущества – прозрачность, плотность.

- Чтобы убедится в том, что полиэтилен так необходим людям в сельском хозяйстве, проведем наблюдение: посадим в горшки проросшие семена тыквы. Один горшок накроем полиэтиленовым пакетом, а второй оставим открытым. Поставим на окно. Пройдет время, и мы увидим, помог ли полиэтилен быстрее прорасти семени.

Воспитатель приглашает 2 ребят посадить семена и один из горшков накрыть полиэтиленом.

- Следующая и последняя страничка нашего альбома «Игра».

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Игра» (изображение девочки с мячом) и предлагает всем детям подойти к ней.

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: «Определи на ощупь».

Воспитатель берет коробку с предметами из различно материала.

- У меня в коробке предметы из различного материала, вы должны не глядя, на ощупь определить, что это за материал, и по какому свойству вы определил, что это именно этот материал.

Воспитатель предлагает поиграть каждому ребенку – назвать материал на ощупь.

Заключительная часть.

- Ребята вот и подошло к концу наше исследовательское занятие. Посмотрите, вы заполнили весь свой лист пиктограммами, отмечая каждое свойство пластмассы. Ну а теперь подведем итоги – расскажем все, что вы узнали о пластмассе, и поможет вам ваша схема – подсказка.

Каждый ребенок, рассматривая свою пиктограмму, называет одно из свойств пластмассы.

-На следующих занятиях мы изучим свойства других материалов, сравним их со свойствами пластмассы и определим, почему же человек в настоящее время использует все больше пластмассовых предметов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год