Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Познание
Автор: Лычагина Ольга Николаевна   
27.04.2020 22:57

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.

«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы» Эмерсон Р.

Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, которое было направленное на преодоление ситуаций в соответствии с собственным планом.

Инициативность охарактеризовывает себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Инициативный ребенок стремиться к организации игр, к продуктивным видам работы, содержательного общения, он умеет найти занятие, которое соответствует желанию; включиться в разговор, способен предложить увлекательное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, изобретательностью.

Инициатива детей дошкольного возраста проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и с помощью вопросов (почему? зачем? как? откуда?).

 

Экспериментирование как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила исследовать проблему развития инициативность через процесс экспериментирования.

Использовала разные виды деятельности:

  • игры, эксперименты
  • знакомство с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов
  • опыты;
  • фиксация результатов – журнал ведения результатов опытов

Использую такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребёнок приобрёл следующие навыки: мог видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.

В экологическом уголке размещены материалы для ознакомления детей с миром природы. Это дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, семян и плодов растений, муляжи овощей и фруктов, животных разных природных зон. В своей работе использую разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, колбы, пробирки, штативы, и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, песочные часы. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе (лаборатории). Составила картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей. Подобрала детскую познавательную литературу:

  • энциклопедии
  • опыты и эксперименты для детей
  • дидактические игры
  • демонстрационный материал
  • изготовила таблицы по правилам поведения в лаборатории.

При проведении эксперимента провожу наблюдения, где формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями объектов. Также использую игровой метод, который сопровождается с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использую ситуативные беседы.

Для развития детской инициативы в начале эксперимента использую сюрпризные моменты:

  • «Чудесный мешочек»
  • «Помощь Фиксикам»
  • «Письмо от Лунтика» и др.

Дошкольники с помощью игровых персонажей, принимают участие в решении интересных проблем, сформулированных зачастую самими детьми в виде задачи, вопроса, спора, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. При решении проблемных ситуаций, дети высказывают свои предположения, с помощью опыта проверяют их на практике, выбирают способ решения задачи.

Ребята испытывают радость, задают вопросы, проявляют инициативу и любознательность во время проведения экспериментов.

Провожу опыты, эксперименты и наблюдения, такие как:

  • «Почему дует ветер?»
  • «Для чего растению нужны семена»
  • «У воды температура»
  • «Глина – природный материал»
  • «Как появляются горы?»
  • «Магнит и его свойства» и др.

Экспериментальная деятельность, которая напрямую связанна с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявить интеллектуальную активность, которая связанна со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов.

В процессе экспериментирования формируются важные качества: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными составляющими развития личности. Ребенок становится активным в наблюдении, в выполнении поставленных задач, учится проявлять самостоятельность и инициативу в ходе занятия, в подборе необходимых пособий.

Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год