Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
Познание
Автор: Кучиева Светлана Николаевна   
08.01.2020 18:11

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»

ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

У каждого из нас с детства остаются щемящие душу воспоминания: колокольчики, ласково и напевно шепчущие, что-то в зеленой траве, песчаный берег кристально чистой речушки, пение крохотной птахи, бабочка, раскачивающаяся на высокой былинке, снежинки, тающие на теплой ладошке… Как сохранить это восторженное чувство к природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться ее красотой, но и заботится о ней?

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.

 

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Растения – сама жизнь. Растения даруют не только красоту. Они дружат с человеком, помогают ему: врачуют, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Мы не всегда задумываемся над тем и не воспринимаем растения как живой организм и сердце.

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

В своей работе стараюсь привить любовь к природе, к Родине, приучить детей заботиться о растениях или других живых существах, ведь Родина – это земля, на которой мы родились, которая одаряет нас здоровьем, красотой, радостью жизни.

Я как и психолог Н. Н. Вересов — считаю, что главная задача воспитателя обеспечивать условия свободного смысла порождения: Что милее всего на свете? Что такое Земля? Что такое дом?.

На мой взгляд ознакомление детей с растениями осуществляется на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического образования и воспитания.

Для развития детской наблюдательности, хорошо использовать прием познавательных высказываний, вопросов сравнений, предположений, загадок. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Например:

- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

- Почему их так называют: подорожник, мать-и-мачеха, пастушья сумка, одуванчик?

- Что случится, если растений не станет? и т. д.

Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег- это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Специфика детей заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создаем ему мы, воспитатели и родители. Любое достижение ребенка является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы по экологическому воспитанию.

Таким образом, природа родного края является средством и содержанием воспитания основ экологической культуры, позволяет решать в комплексе вопросы воспитания, обучения и развития личности.

Прогулки делятся на 3 типа, целевые, тематические и обычные, из них выделила следующие структурные компоненты:

  • наблюдения природных объектов и явлений природы
  • практическая деятельность

- игры (подвижные, дидактические, словесные, ролевые) и игровые упражнения.

  • самостоятельная деятельность детей

- индивидуальная работа с детьми.

Все перечисленные компоненты я использую в своей практике, на мой взгляд они позволяют сделать прогулку насыщенной и интересной.

Нам взрослым необходимо использовать каждый случай для разговора с детьми о том, что растения тратят много сил, чтобы зажила рана от сломанной ветки, оторванной коры.

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы — сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки — сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому)

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев, кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Для родителей разработаны планы прогулок в разные времена года.

Очень хорошим средством привлечения внимания детей к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Я использую в своей работе такие методики как:

  1. Где спрятался зайчонок?
  2. Лото «Что где растет»
  3. Заколдованная поляна.
  4. Когда это бывает?

Все это направлено на развитие эмоционально — чувственной сферы

экспериментальная работа с детьми включает разные виды трудовой деятельности: сезонный труд на участке. Особое внимание уделялось эмоциональному восприятию красоты мира растений.

В работе с детьми по экологическому образованию использую:

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с растениями родного края в процессе проведения прогулок.

  1. Провожу систематическую разнообразную деятельность, способствующую ознакомлению детей с растениями своего края.
  2. Провожу совместную работу с родителями по формированию у детей представлений о растениях во время прогулок, отдыха на природе.
  3. Через разные формы экологической деятельности на прогулках прививаю эстетическое отношение к миру растений, восприятию их поэтического образа, красоты, индивидуальности и неповторимости

Гуляя в осенний период в парке, предложите ребенку собрать листья для осеннего букета; затем спросите у него: «одинаковы ли листья у деревьев?» это побудит ребенка сравнить листья по цвету, форме, величине;

В зимний период ребенку старшего дошкольного возраста важно показать, что зимой деревья и кустарники не погибают, а только прекращают свой рост (принесите поломанную ветку в группу и поставьте ее в воду, а через некоторое время согните ее покажите детям, что она не ломается, только гнется, значит, дерево живое);

Любуясь зимним видом, предложите ребенку узнать деревья. Научите их отличать от кустарников (у деревьев один толстый ствол, а у кустарников много тонких стволов).

В весенний период можно, гуляя с ребенком в парке или роще, обращать внимание на весенние наряды деревьев:

Если во время прогулки в роще встретился еловый пенек, объясните ребенку, что по кольцам на пеньке, люди узнают, сколько лет дереву.

Очень важно в процессе формирования экологической культуры у дошкольников работа с семьей. Обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей

И главным формированием прогулок является то, что именно они дают возможность детям знакомиться с природой в естественных условиях, всестороннее развитие ребенка во время прогулок, воспитывает у него многие положительные качества, которые нужны ему будут в жизни.

Литература

  1. Балбышев И. Н. Времена года. М., 2012.
  2. Большакова М. Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе. //Дошкольное воспитание, 2011-№7.
  3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск, 2002
  4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1991.
  5. Грехова Л. И. В союзе с природой. М., 2002.
  6. Голицина Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.
  7. Компанцева Л. В., Черноиванова Н. Е. Дошкольникам о М. А. Шолохове и Донском крае. Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
  9. Копцева Т. А. Природа и художник. М., 2001.
  10. Колбина Л. А. Формирование познавательного интереса к явлениям природы у детей старшего дошкольного возраста. Иркутск, 2002.
  11. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.
  12. Логинова В., Матвеева А. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание, 2010 — №6.
  13. Мирякова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. М. 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год