Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование познавательной активности у дошкольников
Познание
Автор: Кищаева Тамара Петровна Матурина Ольга Вячеславовна Афанасьева Ирина Николаевна   
03.01.2020 19:59

Формирование познавательной активности у дошкольниковФормирование познавательной активности у дошкольников

Кищаева Тамара Петровна, воспитатель Матурина Ольга Вячеславовна, воспитатель Афанасьева Ирина Николаевна, воспитатель

ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск СП "Детский сад "Золотой ключик"

Расскажи — и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций

Развитие, воспитание, обучение, образование дошкольников взаимосвязаны. Ребёнок растёт и обучается и тогда, когда играет один, когда разглядывает палочку или смотрит на картинку, и тогда, когда, общаясь с детьми, сверстниками, младшими или старшими детьми, он учится у них и сам передаёт свой опыт деятельности, — каждому есть чему поучиться у другого.

 

Некоторые виды деятельности кажутся взрослым бессмысленными, но они таковы только с точки зрения целесообразности, как её понимают взрослые. Для ребёнка же они могут быть чрезвычайно важными, жизненно необходимыми. Взрослый, будь то воспитатель или родитель, постоянно воздействуют на ребёнка, заставляя его поступать тем или иным образом. Поощряя те способы поведения, которые кажутся удобными для взрослых, они зачастую обеспечивают безопасность детей, но не поддерживают их инициативу, ограничив рамки поощряемого поведения, не дают им возможность проявить свою индивидуальность. Например, взрослые нередко запрещают детям «экспериментировать» только потому, что заранее знают, каков будет результат, и что он ни к чему полезному не приведёт.

Гении не идут проторёнными путями, находят проблему там, где её другие не замечают, продолжают свой путь тогда, когда с ними никого не остаётся рядом. Запрещая ребёнку исследовать мир своим собственным путём, взрослые запрещают ему быть гением. Каждый ребёнок, прежде всего личность, имеющая право на своё мировоззрение и своё миропонимание.

Метод экспериментирования – это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Лишение детей возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Интерес к исследовательскому обучению детей обусловлено высокой динамичностью современного мира, в котором человек должен уметь находить нестандартные пути решения различных жизненных задач. Самые ценные и прочные знание – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно. Ребёнку гораздо интереснее изучать науку, действуя подобно учёному, чем получать знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями. Дети – прирождённые исследователи. Это показывает их любознательность, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации, стремление к эксперименту. Задача взрослых – не погасить эту деятельность, а активно помогать её развитию. Познавательно – исследовательская деятельность и её форма экспериментирования направлена на постижение связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивание и систематизацию, устройства вещей. Поскольку он учится распределять, расставлять, классифицировать, сравнивать по нескольким основаниям (размеру, функции, свойствам и т.п.), развиваются интеллектуальные способности ребёнка. Знакомить детей дошкольного возраста с устройством, назначением, правилами пользования предметами следует обязательно конкретно. Общими компонентами изучения вещи являются её внешний вид (цвет, качество поверхности, размер в трёх измерениях, плоскостное и пространственное заполнение, материал, форма) связан с предназначением вещи и её эстетической ценностью. Функционирование вещи может рассматриваться в разных плоскостях: как отражение назначения вещи (для чего она была создана), как соответствие предмета своему назначению (насколько хорошо она выполняет свои обязанности – соответствует своему назначению), как возможность использовать её в дополнительных функциях (не по своему назначению или вторично).

Выстраивание классификаций – важнейший инструмент развития мышления в дошкольном возрасте. От признака к ряду, от ряда к классу, от сочетания признаков к их противопоставлению – мысль ребёнка движется одновременно с постижением внешней и внутренней сути предметов. Здесь очень важно, чтобы ребёнок пытался словами описывать, в чём различие между классами, в чём сходство отдельных предметов.

Важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, в «исследовании» возникнет у самих детей, когда она может стать мотивом коллективно-распределительной деятельности.

Ребёнок учится видеть проблему, предлагать способы её решения, оценивать их, корректировать процесс работы, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В процессе воплощения замысла происходит познание самого себя путём уточнения своего желания и своих возможностей, глубоко исследуется отражаемое явление в материальном и духовном плане, познаются свойства используемых материалов, развивается умение подбирать необходимые вещи для своей работы.

Знания, полученные на более ранних этапах осмысления проблем, переходят в новое качество. Так, опыт, приобретённый детьми в конструировании, рисовании, в работе с музыкальными инструментами, пении и т.п. органично включается в новые ситуации, где он выступает в качестве опоры для решения других задач. Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и в творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год