Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект открытого познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»
Познание
Автор: Талипова Рузиля Камилевна   
15.05.2015 07:01

Конспект открытого познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»Конспект открытого познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, использовать приобретённый словарный запас в связной и выразительной речи; развивать любознательность, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умения делать выводы.

Задачи: развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции; развивать любознательность, цветовосприятия, речевое развитие. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета. Дать элементарные сведения по цветоведению. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Самостоятельно описывать свои впечатления о музыке и об изображении радуги, творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях. Знакомить детей со свойствами природных материалов, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

 

Обогащение словаря: радуга, семицветная, дуга, исследователи, лаборатория.

Материалы и оборудование: плакат «Радуга», набор цветных ленточек, музыкальная запись, картинки или слайды с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги; для экспериментирования: небольшая миска, зеркало, белый лист бумаги, банка, фартук.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поразмыслить и поговорить о том, что такое радость. После короткой, но очень свободной и эмоциональной беседы сообщить детям, что в давние – давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению. Спросить детей, какие они могут вспомнить слова, похожие по звучанию на «радость», и зачитать произведение о радуге, а перед этим загадать загадку:

Что за чудо – коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная ……… (радуга)
Воспитатель: правильно, дети, это загадка про радугу. С чем сравнивается радуга? (радугу сравнивают с чудо – коромыслом, с дугой). А что говорится о цвете радуги? (она разноцветная, солнечная).

Физкультурная минутка.

Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне вёдрышко.

Чтобы детям погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко! (Русская народная потешка)

В сопровождении «Времена года» П.И. Чайковского продемонстрировать слайды или картинки с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги (красные ягоды, оранжевая лиса, жёлтые цветы, зелёная трава, голубое небо, синяя вода, фиолетовые горы и т. д.). Воспитатель просит детей назвать эти цвета и оттенки.

Воспитатель: мы знаем, что в чудесном природном явлении можно увидеть семь цветов одновременно – это радуга. Радуга – это атмосферное явление. Её можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Радуга возникает при освещении солнечным светом капелек воды, которые находятся в воздухе после дождя.

Эй, радуга! Ты знаешь или нет,
Кто папа твой?
Конечно! Солнца свет.
А маму знаешь?

Кто она такая?
Вода небесная!
Точнее, дождевая… (Е. Тарлапан)

Воспитатель: сколько же цветов у радуги? (дети отвечают: семь). Знаете ли вы цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке (или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке)? (Дети отвечают.) Показываю наглядное пособие «Радуга» и прошу назвать цвета, начиная с верхней дуги. Убираю (закрываю) пособие или модель и прошу вспомнить порядок следования цветных дуг. Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).

Воспитатель: как можно «расшифровать» слово «радуга»? (ответы детей: солнечная дуга или дуга и солнца, или дуга радости, радостная дуга).

Воспитатель: кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у вас, которые её видели?) Рассказы детей.

Проводится игра «Радуга»

Воспитатель.

Дети летом на лугу рисовали ра – ду – гу.
Рисовали, рисовали, а потом вдруг спорить стали:
Из каких цветов она
Так красиво сложена? (Каждый из детей поднимает свою ленточку и называет её цвет.)

Дети. Зелёный! Оранжевый! Фиолетовый! Голубой! Зелёный! Синий! Красный!

Воспитатель. Да, задача непроста –
Перепутали цвета!
Дети радугу опять
Дружно стали рисовать.

И уже цвета не путать –
По порядку называть!

Дети. Красный! Оранжевый! Жёлтый! Зелёный! Голубой! Синий! Фиолетовый! (Дети выкладывают из ленточек радугу.)

Воспитатель: Какая чудесная, красивая радуга у вас получилась!

Воспитатель: почему появляется радуга? Хотите узнать?

- Назовем вместе свойства воды. Вода преломляет свет и отражает лучи света.

- Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)

Когда солнечный луч попадает в воду, то он преломляется. И мы видим все цвета солнечного спектра. И это мы называем радугой.

В воздухе много водных капелек. Какие ребята они по цвету? (белые) А по форме? (воспитатель показывает призму) Около 300 лет назад учёный Исаак Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый цвет – это «чудесная смесь цветов» (воспитатель показывает картинки с радугой).

Сейчас пойдём в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с предметами. Дети, одевают фартуки, подходят к столу, на котором стоят небольшие миски с водой.

Опыт № 1. Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга.

Воспитатель: хотите попробовать поймать радугу? (опыт удается, если солнце стоит невысоко). Возьмите небольшие миски, налейте воды чуть больше половины. Поставьте зеркало в воду под наклон. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов. Дети выполняют опыт.

Физкультминутка.

1. Радуга

В небе радуга висит (в воздухе "нарисовать" радугу)
Детвору веселит. (потянуться вверх и помахать кистями рук)
С нее, как с горки, (опустить руки вниз)
Едут Егорка, петух,
Кот, свинья и я. (загибать пальцы на руке)

2. Разноцветье.

Если б все на свете было
Одинакового цвета, (Вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным. (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

Опыт№ 2. Воспитатель: чтобы увидеть радугу, наполните банку водой, поставьте на подоконник с внутренней стороны или на край стола рядом с окном. Положите белый лист бумаги на пол, на тень от банки и смотрите, как на нём появится радуга.

- Спасибо вам ребята за участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Теперь мы знаем, радуга получается, когда солнечный луч проходит через капли воды, свет делится на семь цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

В конце опыта спрашивает у детей, на что похоже слово «радуга»?

(ответы детей).

- Что такое дуга? Какая она? (ответы детей).

Итог занятия: Дети правильно различают, называют последовательно цвета радуги. Могут объяснить, что такое радуга и почему она появляется.

Список использованной литературы:

  1. «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в ДОУ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозаика – синтез, 2011г.
  2. «Цвет природы» Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова М., «Просвещение» 2005г.
  3. Интернет ресурсы (загадка про радугу, опыты — экспериментирование).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год