Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Познание
Автор: Никитина Виктория Викторовна   
28.04.2019 07:43

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Возникла необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения.

Становление новой системы образования требует использования инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, по моему мнению, стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: развитие познавательной активности дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности
  • способствовать овладению детьми приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами
  • развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы в процессе проектно-исследовательской деятельности
  • воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Основная идея внедрения проектно-исследовательской деятельности, на мой взгляд, заключается в словах древнего мыслителя и философа Конфуция «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». То есть ребёнок познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним.

В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов. Поэтому при организации образовательной деятельности стараюсь не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

В своей работе использую такие технологии как метод проектов Свирской Л.М., технология «Утренний круг», «План – дело – анализ», модель «трёх вопросов», экспериментирование.

Работа по проектно-исследовательской деятельности строится поэтапно:

  1. Проблемная ситуация. Модель «трёх вопросов» помогает сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  2. Планирование. Совместное планирование работы позволяет придерживаться основных принципов организации проектной деятельности – открытости, диалогичности, рефлексивности.
  3. Выдвижение гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.
  4. Осуществление исследовательской деятельности. Стараюсь не «навязывать» дошкольникам информацию, а направлять на самостоятельный поиск, а дети активно выполняют исследовательскую работу (наблюдают, экспериментируют, ставят опыты, анализируют).
  5. Исследователи формулируют выводы, обсуждают полученные результаты.
  6. Защита проекта.

Для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности в нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаю к работе родителей, которые помогают в организации развивающей среды в группе, участвуют в подготовке и проведении проектов. Активно взаимодействуем с городской библиотекой, ЦЭКиТом, пожарной частью.

Показателем эффективности внедрения проектно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательную работу считаю:

  • высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала
  • умение управлять собой и своим поведением, планировать действия
  • активное участие родителей в жизни группы, ДОУ.

Рекомендации педагогам по организации проектно — исследовательской деятельности:

  • старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо
  • не сдерживайте инициативы детей
  • не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться
  • избегайте прямых инструкций ребенку
  • не спешите с вынесением оценочных суждений.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (325) выйдет
18 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год
Скачать Номер 45 (314) за 2023 год
Скачать Номер 44 (313) за 2023 год
Скачать Номер 43 (312) за 2023 год
Скачать Номер 42 (311) за 2023 год