Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»
Познание
Автор: Нурудинова Мадина Алиевна   
25.04.2019 20:20

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (шахматы) в старшей группе «Путешествие в шахматную страну»

Нурудинова М.А., воспитатель МАДОУ «Золушка», г.Когалым

Цель: создание условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста игры в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.
  • Выработать навык решать простые шахматные задачи.

Развивающие:

  • Упражнять в узнавании шахматных фигур на ощупь и по способу их передвижения по шахматной доске.
  • Закрепить понятия «шах» и «мат».
  • Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.
  • Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки работы в коллективе, уверенность в своих силах.
  • Поддерживать интерес к игре в шахматы.
  • Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

Речевые:

  • Активизация: пешка, ладья, ферзь, конь, король, шахматная доска, шах, мат.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, письмо (украшено шахматным фигурами), шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами), «волшебный» мешочек», настенная магнитная шахматная доска, шахматные фигуры.

Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактические игры «Назови фигуру», «Чьи следы?», «Реши шахматную задачу».

Предварительная работа: чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций.

Ход ООД

1 часть: организационный момент, постановка проблемы.

Дети свободно играют.

Воспитатель: Смотрите, ребята, какое необычное письмо пришло нам в группу. Здесь и адрес записан: детский сад «Золушка», группа №6.

- Что с ним делать?

Дети: Давайте его откроем.

(Открываем и воспитатель читает)

«Дорогие мои юные друзья. Я знаю, что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. У меня в Шахматном королевстве произошло несчастье. А что произошло вы узнаете, если прилетите в Шахматную страну, чтобы помочь нам. Мудрец Шахматной страны.»

В: Вот такое письмо, ребята. Что нам делать? (Нужно отправиться в Шахматную страну).

- Вы готовы совершить путешествие в Шахматную страну, чтобы помочь его жителям?

Дети: Да.

В: Не очень просто попасть в эту страну. Ведь Шахматная страна – это сказочная страна, и никакой самолет туда не полетит.

- Ребята, а на чем вообще можно путешествовать? (Ответы детей: на самолете, на автобусе, на поезде и другие)

- А на чем мы полетим, вы узнаете, если отгадаете загадку:

С теплым воздухом шар

А под ним корзинка

Под ногами земля –

Словно на картинке. (Воздушный шар).

- Ну что ж. приготовились. Чтобы надуть шар, нужно встать в круг лицом друг к другу. Прижмитесь друг к другу и обнимитесь за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Итак, начинаем отсчет: 1. 2. 3, 4, 5. Полетели! (Появляется слайд на экране – летящий воздушный шар и звучит музыка взлета).

2 часть: практическая

В. Прилетели! (Слайд: Шахматное королевство без жителей. Подходим ближе).

- Смотрите, мы прилетели в Шахматную страну. Только здесь никого нет. Где же все жители? (Появляется слайд: Мудрец).

Звучит аудиозапись голоса Мудреца:

«Добро пожаловать, гости дорогие! Я – мудрец Шахматной страны. У нас произошло несчастье. Злой колдун заколдовал всех шахматных фигур. Они потеряли память и ничего не помнят. Для того чтобы их расколдовать и восстановить порядок, необходимо выполнить несколько заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Вы поможете нам, мои юные друзья?

В: Ну что, ребята, поможем?

Дети: Да.

(Воспитатель берет шахматную шкатулку. Там на черно-белых карточках задания).

В: Сейчас нам очень пригодятся ваши знания о шахматной игре.

1 задание «Назови фигуру» ( «Чудесный мешочек)

Дети на ощупь определяют и называют попавшую фигуру и находят ее место на доске.

2 задание «Чьи следы?» (на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур. Дети должны определить, что это за фигура и рассказать о ней все, что знают).

В: Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат.

(Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи).

В: Молодцы.

- Ну вот все фигуры вспомнили, как их зовут и как они ходят.

А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте встанем и превратимся в пешек.

Физкультминутка

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2, 3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.

(И на стулья сесть спешим)

В: Молодцы. Замечательные пешки из вас получились.

Д/и «Кто быстрее соберет фигуры?

Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». (Дети делятся на пары, проходят за столы).

-Молодцы. Все справились. А теперь присаживайтесь на стулья. Продолжим выполнять задания из шахматной шкатулки.

3 задание «Реши шахматную задачу» (задания на двух мольбертах).

А) Что такое шах? Поставь шах королю.

В) Что такое мат? Поставь мат королю.

(Когда ребята справятся с третьим заданием, появляется слайд –шахматный город, населенный фигурами.)

В: Смотрите, ребята. В Шахматной стране появились жители. Значит, вы все правильно сделали, и шахматные фигуры расколдованы!

(Появляется слайд Мудрец. Звучит аудиозапись голоса:

«Спасибо, мои юные шахматисты! Выручили вы нас. Жители Шахматной страны все вспомнили. Прилетайте к нам еще. Будем с вами дружить!»

В: Ну, что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернемся к нашему шару. Обнимем друг друга за плечи. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – Полетели! (Появляется слайд — воздушный шар)).

Затем слайд – фигуры и доски.

3 часть: рефлексия. Подведение итогов.

- Понравилось вам путешествие в Шахматную страну?

- Что больше всего понравилось?

- Все ребята молодцы.

-Ну что, ребята, хотите поиграть в шахматы? Тогда проходите за столы и начните играть в шахматы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год