Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования
Познание
Автор: Пищулина А.С., Варданян Н.С.   
28.12.2018 23:50

Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментированияФормирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования

Авторы:

Пищулина А.С., Варданян Н.С. воспитатели МБДОУ «Детский сад №231» г.о. Самара

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства мы взрослые должны сформировать у детей ряд целевых ориентиров, один из которых отражает реализацию деятельности по познавательному развитию дошкольников и характеризует насколько ребенок проявляет любознательность, может задать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 

Скачать конспект

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

В своей работе мы используем технологию познавательно- исследовательского развития Н.А. Коротковой. И так Н.А. Короткова выделяет культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности. При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо облечь развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий могут выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Короткова относит к ним следующие формы работы:

  1. опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами;
  2. коллекционирование (классификационная работа);
  3. путешествие по карте;
  4. путешествие по реке времени.

В познавательно- исследовательской деятельности мы используем опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами. Организуя занятия в рамках данного смыслового контекста, воспитатель привлекает внимание группы интригующим материалом или демонстрацией необычного эффекта, все это должно происходить в ситуации свободного размещения детей и взрослого во круг предмета исследования. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим, для это нужно иметь, по крайней мере, один набор на 3-4 участников. Обсудив полученные эффекты можно несколько раз поменять условия опыта, посмотрев, что из этого получиться. Результатом опыта будет формирование каких-либо причинно- следственных связей (если…, то…; потому, что…).

Один из наборов для экспериментирования должен остаться после занятия в группе в специально отведённом месте, где им можно будет воспользоваться. Постепенно эта «лаборатория» будет наполняться все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Такое специально отведенное место имеет название – «Уголок экспериментальной деятельности».

Задачи уголка экспериментирования:

  • Развитие первых естественнонаучных представлений;
  • Активности;
  • Любознательности;
  • Наблюдательности;
  • Формирование умений комплексно обследовать предмет;
  • Мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:

  • Безопасность для жизни и здоровья детей;
  • Доступность расположения;
  • Достаточность;

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • Место для приборов;
  • Место для хранения материалов (природного и «бросового»);
  • Место для материалов – песок, вода, опилки, пенопласт и т.д.;
  • Место для проведения опытов;
  • Место для постоянной выставки, где размещают коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, раковины и т.п.);

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический;
  • Компонент стимулирующий;
  • Компонент оборудование;

Младший дошкольный возраст:

Оборудование и материалы уголком не требует больших средств для оснащения главное желание взрослых открывать и познавать мир вместе с ребёнком, и тогда опыты станут настоящим волшебством.

Опыты.

И в заключение хотелось бы напомнить: «Процесс освоения, познания новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить».

С учетом возрастных возможностей детей в группе в «лаборатории» для экспериментирования собраны ряд предметов и материалов, которые позволяют проводить опыты и эксперименты (приложение – 1.таблица с перечнем опытов, 2.таблица с перечнем оборудования и материалов), наблюдать, и таким образом устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно пытаться придумывать объяснения явлениям природы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год