Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»
Познание
Автор: Комарова Любовь Викторовна   
30.09.2018 12:21

Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»

Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре)

Задачи

Обучающие:

  • расширить представления детей о фруктах;
  • закреплять умение группировать фрукты по разным признакам;
  • развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов

ТРИЗ;

  • развивать свободное речевое общение, внимание;
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь

Оборудование: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры, «волшебный поясок» (с изображением фруктов), емкость с водой, доска, мяч, лупы, песенка «Оранжевая песня» (сл. Арканова, муз. Певзнера)

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире; вызвать желание помочь Степашке.

Воспитатель собирает детей около себя

- Любите ли Вы фрукты?

- А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)

- Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости? (Степашка)

- А что он любит кушать больше всего? (морковь)

- Морковь это что? (овощ)

- Верно, Степашка кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к Вам, чтобы как можно больше о них узнать. Хотите ему помочь? Сможете это сделать?

2. Актуализация.

Дидактические задачи:

  • актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.

- Перед Вами фрукты (на подносе).

- По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)

- Сколько групп получилось? (2)

- Какие? (сладкие и кислые), группируем.

- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)

- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)

Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.

- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.

- Хотите узнать какой?

Игра «Волшебный поясок» (дети задают вопросы о свойствах фруктов, а воспитатель отвечает «да» или «нет» до тех пор, пока не узнают загаданный фрукт, им оказывается апельсин). Молодцы, догадались. Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина (спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый).

- А давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек. Подберем слова – характеристики к слову «птица». Какая она? (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д)

- А теперь вместо птиц поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)

- Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины (они стали как живые)

- А что плохого? (нельзя кушать)

- Хотите сделать апельсины необыкновенными (да)

- Тогда дорисуйте по желанию.

- Ну а теперь устроим выставку (дети прикрепляют свои работы к доске).

Фотографируем выставку для Степашки.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  • создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь

- Посмотрите какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.

А Степашке то как интересно.

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

- Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся) Попробуйте, он тяжелый (воспитатель дает апельсин в руки детям)

- Можете точно ответить, утонет или нет? (нет) Почему? (потому что не знаем)

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого или узнать самим). А какой способ для вас интереснее? (узнать самим)

- Давай – те попробуем (дети бросают апельсин в емкость с водой)

- Что вас удивило? (апельсин не утонул)

- Как вы думаете, почему это произошло? (предположения детей)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  • сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду. Что произошло? (он утонул)

- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)

- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)

- Что произошло? (кожура не утонула)

- Хотите побыть исследователями, возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)

-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть везде…

- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «Почему апельсин не тонет?» (ответ детей)

-Вот, понятно теперь тебе, Степашка?

Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи:

  • расширить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.

- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)

- Как проверить? (бросить в воду)

Уточнение воспитателя, почему такое случилось?

5. Осмысление.

Дидактические задачи:

  • провести рефлексию деятельности на занятии

Воспитатель собирает около себя детей

-Чем мы сегодня занимались? Кому сегодня помогали?

- Благодаря вам Степашка узнал много интересного о фруктах

-А что для вас было нового? О чем бы вы хотели рассказать сегодня родителям? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)

- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Рассказали Степашке о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.

Вы большие молодцы, а фрукты мы сейчас поделим, скушаем и угостим Степашку.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год