Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи»
Познание
Автор: Лапышева Марина Владимировна   
26.09.2021 21:56

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи»Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи»

Управление образования и молодежной политики администрации городского округа города Бор Нижегородской области

Автор: Лапышева Марина Владимировна Воспитатель МАДОУ детского сада № 20 «Сказка» 2020 г.

Цель:

  • Расширять знания детей об окружающем мире.
  • Уточнять и расширять знания детей о неживой природе, о воздухе и воды, их составе, свойствах.
  • Формировать интерес к экспериментальной работе, к опытам.
  • Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения.
  • Развивать речь, воспитывать заботливое и бережное отношение к чистоте воздуха и воды.

Задачи:

  • Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
  • Образовательные: Формировать представление знания детей о неживой природе, о воздухе и воды, их составе, свойствах. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
  • Развивающие: Развивать причинно-следственные связи и отношения; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение.

Оборудование:

Ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт.; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы;

Ход ООД:

Ребята Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем продолжать изучать неживую природу.

Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования, и приглашаю вас в нашу научную лабораторию «Юные исследователи».

В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?

- Не шуметь, не разговаривать.

- Быть осторожными, ничего не брать в рот.

- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.

В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущих занятиях. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук?

Правильно с помощью магнита. (один из детей достает ключ)

Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)

Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит.

Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.

После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.

- Какой вывод мы можем сделать? (ответы)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.

  • Сундучок мы открываем

Что в нём сейчас узнаем! (открываю)

Послушайте загадку:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Что это? (воздух)

Правильно — это воздух. Достаю из сундучка пробирку

Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать.

Опыт №2 «Поймай воздух»

- Как можно обнаружить воздух? (предположения)

Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю)

Чем наполнился пакет? (воздухом)

Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете.

А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас?

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

- Возьмите трубочку и подуйте в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали? Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Опыт №3б

- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют)

- Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх)

- Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: воздух есть внутри человека.

Опыт №4 «Спасательный жилет»

У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)

А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)

Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы) Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

Опыт № 5 «Сухой из воды»

Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)

Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку? А теперь опустим перевёрнутый вверх дном стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю)

Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку)

- Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух)

- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место.

Общие выводы про воздух.

Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас. Воздух есть внутри человека. В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность. Воздух занимает место.

А сейчас давайте поиграем с воздухом.

Игра с воздухом «Парашют»

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Вы немного отдохнули, присаживайтесь.

Сундучок мы открываем,

Что лежит в нем, мы узнаем.

Загадка

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

(достаю пробирку с водой)

Опыты с водой

Что такое вода, для чего она нужна? (вода — это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)

У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.

Перелейте воду в другой стаканчик — вода льётся.

Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Понюхайте воду — вода не имеет запаха.

Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна — вода прозрачная.

Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться. Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.

Опыт «Умная галка»

Я думаю, что все помнят рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

Почему автор назвал галку умной? (Ответы). Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх)

Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Давайте вспомним, что мы узнали про воду.

Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.

Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Вода растекается, она жидкая.

Вода может впитываться.

Вода может отражать предметы.

Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Ещё я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования воздухом и водой -кляксографией.

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно — но и полезно: рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.

Физкультминутка

Давайте потренируемся

Носом — вдох и выдох — ртом,

Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)

Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны) Вы постарайтесь раздуть её в разные направления. На каплю можно дуть не только сверху, но и с боку. Капля будет растекаться, оставляя след. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Подберите к своей работе название (на столе лежат несколько вариантов) или придумайте сами.

«Сказочный лес»

«Хорошее настроение»

«Подводный мир»

«Затерянный мир»

«Весёлая полянка»

«Страна чудес»

Рефлексия

О чем мы говорили на нашем занятии?

Что мы узнали нового о воде и воздухе?

Что вам понравилось?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год