Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД по опытно – исследовательской деятельности детей «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»
Познание
Автор: Овчарова Светлана Сергеевна   
27.09.2021 14:45

Конспект НОД по опытно – исследовательской деятельности детей «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»Конспект НОД по опытно – исследовательской деятельности детей «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»

(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия») (подготовительная группа)

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Овчарова Светлана Сергеевна МАДОУ ЦРР д/сад №47 «Дельфин» г.о Мытищи 2021г.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования

Программные задачи:

Образовательные:

  • познакомить с понятием «кислота», «кислотность»
  • расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире

Скачать конспект

Развивающие:

  • развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности; умение делать выводы на основе исследований.
  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия
  • расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

  • ОО «Познавательное развитие» – познакомить детей с понятием «кислотность».
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие» – оформить тетрадь наблюдений.
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие» – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • ОО «Физическое развитие» – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.
  • ОО «Речевое развитие» –обогащать активный и пассивный словарь.

Оборудование: магнитофон, ноутбук, картинки фруктов (лимон, яблоко, апельсин), нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце, лоток с набором для эксперимента «Кислотность» в цифровой лаборатории «Наураша», влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; лимонный сок, пищевая сода, стаканы с разведённым соком краснокочанной капусты, по три стакана на каждого ребёнка, сухая тряпочка (протирать датчик кислотности), шкала кислотности.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычное занятие, мы на некоторое время станем учёными-исследователями. А наша группа превратится в маленькую лабораторию.

-Давайте вспомним, что такое лаборатория?

Ответы детей.

- А кто скажет, как надо себя вести в лаборатории?

Ответы детей.

Я буду научным руководителем группы. А вы моими помощниками. И конечно, во всём нам сегодня будет помогать наш друг Наураша.

А вот тему нашего исследования вы попробуете определить сами, отгадав загадки.

(Воспитатель загадывает загадки)

Загадки:

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь- гладко,

Откусишь- сладко.

(яблоко)

  • **

С виду он рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин-

Это спелый…

(апельсин)

  • **

Апельсина брат меньшой,

Потому как небольшой.

(мандарин)

  • **

Сладок он, но толстокож,

И чуть-чуть на серп похож.

(банан)

  • **

Жёлтый шар. Слегка горчит.

Летом жажду утолит.

(грейпфрукт)

  • **

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его …

(лимон)

-Догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Ответы детей.

-Верно, мы будем говорить о фруктах. И не только говорить, но и проверять, насколько эти фрукты кислые или сладкие. Какие фрукты кислее и почему?

Сейчас вы попробуете кусочки фруктов и скажете (на тарелочках разложены кусочки фруктов), какой из них самый кислый, какой не очень кислый, а какой сладкий.

Ответы детей.

-Как вы определили, какой фрукт самый кислый?

Ответы детей.

Говоря о кислых продуктах, мы говорим о кислотности.

-Как вы думаете, что же это такое кислотность?

Выслушиваются предположения детей.

-Кислотность- это величина, показывающая, сколько в составе продуктов содержится кислот?

Какой вкус будет у продукта, если он содержит много кислоты?

Ответы детей.

-А какой вкус будет, если продукт содержит мало кислоты, или совсем не содержит?

Ответы детей.

Но вкус у продукта, содержащего много кислоты, может быть и не кислым, например, если в нём много сахара. (Лимонад, чай с лимоном)

-Сравнивая вкусы, мы с вами вольно или невольно производим определённые измерения. А так как мы с вами сегодня настоящие учёные, то и проверять фрукты на кислотность мы будем с помощью специального прибора, датчика в виде божьей коровки. А помогать нам будет Наураша.

Для удобства определения кислотности, существует даже специальная шкала с отмеченными на ней цифрами от 1 до 14. Чем меньше число, тем больше кислоты содержит продукт, и тем он кислее, а чем выше число, тем меньше кислоты содержится в продукте и тем менее он кислый.

-Какой продукт будет кислее, с кислотностью «2» или «4».

Ответы детей.

Наураша нас уже заждался. Отправляемся к нему.

(Воспитатель подключает лабораторию, проводятся опыты с яблочным, апельсиновым и лимонным соком)

-Ребята, давайте сделаем вывод, в какой из предложенных жидкостей оказалась самая высокая кислотность, а в какой самая низкая. А покажем мы это на нашей шкале кислотности.

(На доске лесенка, дети прикрепляют фрукты от самого кислого до самого сладкого)

Молодцы! Справились с заданием. И прежде, чем перейти к следующей части наших исследований, я предлагаю вам измерить кислотностьвсем нам знакомой простой воды.

- Опускаем датчик в стакан с водой, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)

-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.

Мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться и перейти к нашим следующим исследованиям.

Физкультминутка «Учёные»

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А я для вас приготовила сюрприз. Мы с вами попробуем проделать несколько необычных опытов. А вот с чем догадайтесь, послушав стихотворение.

Воспитатель:

«Огородный долгожитель»

Чуть проклюнулся росток –

И уже как завиток!

Так и будет он стараться –

Всё расти и завиваться,

Пригибать листок к листку,

Как положено вилку,

Не хворать при непогоде,

Даже с холодом дружить,

Потому что в огороде

Дольше всех

Капусте жить. (Автор: В.Сибирёв)

Воспитатель: Так с каким же овощем мы будем экспериментировать?

Ответы детей:

Воспитатель: Совершенно верно, с капустой. Но не с простой капустой, а с краснокочанной капустой.

(Воспитатель достает из корзинки вилок краснокочанной капусты, показывает детям и приглашает к столам для проведения опытов).

Опыт:

Перед каждым ребенком стоят 3 стакана с соком капусты, тарелочка с содой и лимонный сок.

Воспитатель: Ребята, я заранее сделала для вас сок из краснокочанной капусты и разлила его в три стакана. Какого он цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим воду. A как мы знаем, Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде. (дети добавляют воду) — сок цвет не изменил.

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим соду (дети добавляют по чайной ложке соды) — сок стал синим.

А теперь добавим в третий стакан лимонный сок, он очень кислый, как уксус (дети добавляют по чайной ложке лимонного сока) – сок стал красным.

Воспитатель: Интересно?

Почему так происходит? Как вы думаете?

Ответы детей:

Воспитатель:

Сок краснокочанной капусты содержит особый пигмент, чувствительный к кислотности раствора — он меняет цвет от красного в растворе кислоты (уксуса или лимонного сока) до синего в щелочной среде (сода). Кроме капусты подобным свойством обладают многие темно-синие ягоды и овощи: свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград. Раствор сока в воде имеет фиолетовый цвет. При смешивании растворов уксуса и соды происходит реакция с выделением пузырьков углекислого газа, а кислотность становится ближе к нейтральной- цвет раствора становится все ближе к фиолетовому.

Воспитатель: (Приглашает детей на ковер)

Что же нового вы узнали сегодня на занятии?

А что вам понравилось больше всего?

А о чем расскажите родителям?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год