Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Профориентация дошкольников
Познание
Автор: Бгатова Ирина Евгеньевна, Квитка Анна Александровна, Грянкина Анастасия Александровна   
22.08.2021 12:06

Профориентация дошкольниковПрофориентация дошкольников

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Мы не знаем, кем в будущем будет воспитанник детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности.

Цель работы по профориентации: формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.

Цель достигается через решение следующих задач:

  1. Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.
  2. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
  3. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  4. Взаимодействовать с семьями воспитанников через организацию «Встречи с интересными людьми».
  5. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.

Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

 

Скачать конспект

Методы:

  • Словесные: объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы;
  • Наглядные: показ, иллюстрации;
  • Практические: экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда;
  • Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

Игра как средство знакомства с трудом взрослых

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности в профессии через «погружение в профессию» в ходе игры. Подготовка ребенка к выбору будущей профессии в дошкольном возрасте заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий.

Основная сложность по ознакомлению детей с профессиями в том, что значительная часть труда взрослых не доступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно – коммуникационные технологии позволяют моделировать различные профессиональные ситуации, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. В этом могут помочь виртуальные экскурсии ( «Экскурсия на кондитерскую фабрику», «Путешествие в музей»).

Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Исходя из возможностей ДОУ, можно организовать экскурсии как по саду (кухня, кабинет медсестры, прачка и т.д.), так и в другие учреждения (аптеку, парикмахерскую, библиотека, банк и т.д.). Это наиболее действенная форма работы ознакомления детей с трудом взрослых, она обеспечивает наибольшую отчетливость представлений. Данная форма работы также позволяет совершенствовать игры дошкольников, в которых отражены отдельные профессии, делает их наиболее наполненными по действиям.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводятся беседы.

Например:

1) Экскурсия на кухню.

Дети узнают:

- где и как хранятся: крупы, овощи, фрукты, молоко, масло, мясо, соки. Быстро портящиеся продукты хранятся в холодильнике; где располагается посуда, плиты.

Беседа с поваром детского сада.

Дети узнают:

- чем она занимается: отмечает детей, готовит по рецептам, делает заказ продуктов с учетом детей, моет овощи и фрукты, следит за чистотой и качеством продуктов, витаминизирует пищу на кухне для детей и многое другое.

- форма одежды: халат, обязательный головной убор.

2) Экскурсия в банк.

Дети узнают:

что такое банкноты, инкассаторская машина, банк, деньги, кредит, чек, пластиковая карточка.

- банк дает клиентам деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение. Затем клиенты возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

Занимаясь вопросом профориентации дошкольников, мы развиваем эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, открываем перед ним возможности для проявления себя в различных видах деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год