Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект. Познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная капелька».
Познание
Автор: Богданова Ольга Алексеевна, Била Надежда Ивановна, Неслуженко Наталья Геннадьевна   
02.08.2017 20:07

Конспект. Познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная капелька».Конспект. Познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная капелька».

Для детей старшего дошкольного возраста.

Составители:

  • Богданова Ольга Алексеевна — воспитатель
  • Била Надежда Ивановна — воспитатель
  • Неслуженко Наталья Геннадьевна — учитель-логопед

Список ключевых слов: Дошкольник, вода, опыт, звуки, фокус.

Коррекционно — обучающие цели: познакомить детей с некоторыми свойствами воды; закрепить умение чётко произносить звук (с) изолированно, в слогах, словах, фразах; упражнять в составлении звуковых схем и предложений; продолжать учить правильно употреблять в речи предлоги: -в, -над, -за, -под.

 

Скачать конспект

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

Конспект познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная капелька» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО, проведен на открытом мероприятии с детьми старшего дошкольного возраста.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает свойства, состояние воды, раскрывает содержание в ходе экспериментов, опытов и фокусов с водой.

Положительные результаты достигаются планомерным, систематическим сотрудничеством воспитателей и учителя-логопеда.

Коррекционно — развивающие цели: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями, любознательность, творческое воображение, внимание и наглядно – действенное мышление, память, фонематический слух, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитывающие цели: развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера; поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность; воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру; бережное отношение к воде.

Словарная работа:

  • знакомые слова: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, фокус
  • новые слова: лаборатория, микроскоп, исследователь, опыт.

Оборудование и материалы: микроскоп, соль, сахар, сок лимона, молоко. Для каждого ребенка: эмблему «Мы — исследователи», стаканчик, тарелочку, соломинку, ложку, клеёнку, шапочку, зеркало, колечко Су-джок, кружочки для звукового анализа, полоски-схемы предложения. Ноутбук, проектор, презентация, оборудование для фокусов.

Ход

Воспитатель. Дети, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Глубоко вдохните — выдохните. Вдохните уверенность – выдохните скованность

Вдохните радость — выдохните грусть. Вдохните внимание – выдохните усталость.

Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел гость, но не обычный, а волшебный. (На слайде царь морей – Нептун). Догадались, как зовут этого гостя? Нептун, передал необычный сосуд, а что в этом сосуде поможет вам в этом загадка.

Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.

Она и в реченьке
Бежит, шуршит. (Вода)

Воспитатель. Правильно, это вода. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Вода – это настоящая волшебница. (Презентация о воде)

Как вы думаете, для чего нужна вода?

Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты, моют посуду, стирают одежду. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Вода нужна рыбам.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем исследователями, и я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – исследователи». Здесь вы видите эмблему нашей лаборатории. (на экране) Что на ней изображено?

Дети. Микроскоп.

Воспитатель. Что такое микроскоп? Микроско́п – это прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Что с помощью микроскопа можно делать? (Ответы детей.) Предлагаю вам надеть специальные шапочки, прикрепить себе на грудь бейджики «Мы – исследователи» и превратиться в ученых-исследователей.

Уважаемые, а кто же такие учёные – исследователи? (Предположение детей.)

Воспитатель. Одно из любимых занятий всех учёных – это проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать учёным больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, и о её свойствах.

Вы готовы? Приступим!

Опыт №1: «Вода — жидкость»

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель. Что происходит с водой?

Дети Вода льётся.

Воспитатель. Почему она льётся? (Предположения детей — вода льётся, потому что она жидкая.) Итак, вода какая? (Жидкая)

Воспитатель. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха» Воспитатель предлагает понюхать воду.

Воспитатель. Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем на пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах? (Ответы детей) Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3: «У воды нет вкуса»

Предложить детям через соломинку попробовать воду.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, есть ли у воды вкус? (Ответы детей)

Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить.

Опыт № 4 «Вода – растворитель»

Воспитатель. Ребята, у меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает. (Сахар)

В воде родится,
А воды боится. (Соль)

Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его … (Лимон)

Как вы думаете, почему соль, сахар, сок лимона боятся воды?

Дети. Потому что они в ней исчезают.

В первом стакане воспитатель растворяет сахар. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий. Во втором растворяется соль. Детям предлагается попробовать раствор – он соленый. В третьем растворяем сок лимона. Детям предлагается попробовать раствор – он кислый.

Воспитатель. Дети, какая у вас вода на вкус? (Ответы детей.) Итак, мы определили еще одно свойство воды – она растворитель.

Игра «Кто больше назовёт съедобной жидкости» (Ситро, лимонад, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, морс, компот, кока – кола, и т.д.)

Физкультминутка. А сейчас вам предлагаю немного отдохнуть.

Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить.

(Дети сидят на стульчиках полукругом) (звучит запись Шопена «Симфония воды)

Входит логопед. Здравствуйте! Я сотрудник НИИ по изучению родного языка.

Логопед. Прислушайтесь дети, что-то звучит? (Звук) Что за песенка? «Песенка водички [с], [с"]».

Чтобы правильно спеть песенку водички необходимо потренировать язычок (Логопед раздает зеркала)

Упражнения артикуляционной гимнастики:

Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.

Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска –
Не подходите близко!

Артикуляционный уклад звуков [с], [с"] (показ перед зеркалом)

губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта); горлышко «молчит».

Логопед. Давайте произнесём песенку водички. Символ звука: большой кран с водой: [с]. Маленький кран с водой [с"], сначала тихо, а затем громко. (Логопед контролирует правильность произнесения звука [с], [с"] каждым ребенком).

Логопед. Расскажите, что вы знаете о звуке [с]? Звук [с] согласный (язычок создает преграду воздуху), бывает твердым и мягким, глухой.

Логопед. Услышишь звук [с] подними кружок: а, о, С. Б, в, м, С… та, мя, Со, ко, Са… Молодцы!

Логопед. Левую ладонь разверните к лицу. В правую руку возьмите колечко су – джок. Внимательно послушайте слово и определите место звука [с] в слове. Наденьте колечко на большой пальчик левой руки, если звук [с] в начале слова, если в середине, то на средний, если в конце на мизинец.

Стихия, водонос, водосток, струя

Логопед. Дети, поиграем в игру «Эхо». Я начну, а вы доскажите последним слогом.

Молодого злого пса ( «Са-са-са»)

В нос ужалила оса ( «Са-са-са»)

- Не скули, сказал я псу ( «Су-су-су»)

Прогони скорей осу ( «Су-су-су»).

Логопед. (Логопед демонстрирует букву С) Дети, что же это? (Буква С).

Логопед. Что напоминает буква С. (На телефонную трубку, бублик)

Пальчиковая гимнастика «Игры с буквой».

Села мышка в уголок,

съела бублика кусок. правой рукой дети изображают мышку — указательный и большой пальцы — ушки, средний и безымянный соединить с большим – носик

левой рукой образуют бублик — указательный и большой пальцы соединить

мышка «грызет» бублик, ребенок размыкает пальцы и образуется буква С.

(включить звук «Капли воды») Логопед. Дети, что вы слышите? (Звуки капель. КАП.)

Логопед. Подойдите к столу и выложите звуковую схему слова КАП. (Дети самостоятельно выкладывают звуковую схему)

Логопед. Сколько звуков в слове «кап»? (три)

Посмотрите на доску и сравните такая ли звуковая схема у вас. (Логопед на доске выкладывает звуковую схему: синий кружок, красный, синий.)

Логопед. Поиграем в игру «Какой звук исчез?». Закройте глаза. (Логопед убирает один кружочек) Какой звук исчез? (Исчез красный кружок – значит гласный звук [а].) Молодцы!

Логопед. Пословицы и поговорки о воде.

Капля за каплей — получается озеро.

Велик океан, но и капля воды для него прибыль.

Капля воды крупица золота.

Капля воды долбит камень постоянством.

Логопед. Игра «Лишнее слово». (Картинки на доске)

Посмотрите на картинки и назовите слова. Вода, водомерка, водолаз, водоросли, водитель, водопад

Логопед. Какое слово лишнее?

Дети. Водитель – слово с другим значением.

Логопед. Работаем парами. Возьмите картинку, назовите слово (вода, водомерка, водолаз, водоросли, водопад).

Составьте предложение с этим словом, и выложить схему предложения.

(Например: Воду наливают в лейку. Водомерка скользит по воде. Водолаз плывет под водой.

За водоросли спряталась рыбка).

Каждая пара детей, называет предложение, количество слов в предложении, «маленькое слово» (предлог).

Логопед. Молодцы! Юные исследователи! Вы прекрасно справились с заданиями, а теперь приглашаем вас в Цирк. (Дети снимают шапочки, берут билетики и проходят в другую комнату где их встречает фокусница.)

Фокусница. Здравствуйте, дорогие зрители! Забавные фокусы увидеть, не хотите ли?

Фокусница. Как настоящая фокусница я в костюме.

Фокус №1. «Разноцветная вода»

Фокусница. Наливаем в баночку воду, закрываем крышкой и взбалтываем. Вода- становится цветной. (Секрет фокуса – крышка с внутренней стороны покрашена гуашью).

Кто желает повторить?

Фокус №2. «Перевернутый стакан»

Фокусница. Наливаем воду в стакан, накрываем бумажкой и переворачиваем.

(Секрет фокуса – воздуха в стакане нет).

Фокус №3. «Копеечка»

Фокусница. Дети, вы любите загадочное, таинственное и волшебное? Вы хотите разбогатеть? Я вам покажу один способ. Наливаем воду в банку, кидаем копеечку. Не разбогатели? А посмотрите внимательнее, загляните в банку. Вы стали богаты?

(Секрет фокуса – из-за преломления света не видно монеток, которые расположены под банкой).

Фокус №4. «Волшебная коробочка»

Фокусница. Ребенок крутит коробочку, открывает и достает бутылочку с водой. Фокусница раздает каждому ребёнку бутылочку с водой.

(Секрет фокуса – коробка с двойным дном, где лежит бутылочка с родниковой водой).

Фокусница. Стать настоящей фокусницей не просто, надо много тренироваться.

Делайте фокусы, получайте удовольствие.

Праздник весёлый удался на славу!

Я думаю, всем он пришёлся по нраву!

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год