Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Познание
Автор: Береснева Ирина Степановна   
16.04.2017 17:08

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение. Вовлечь родителей в образовательную деятельность.

Задачи:

воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес узнать новое о свойствах и качествах потребность в получении информации о соли и соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью;
  • формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов

развивающие:

  • развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, умение делать выводы;

обучающие:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, научить использовать соль как средство для творчества.

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые!

1. –Дети, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. А гостям мы всегда рады. Особенно нам нравится, что сегодня пришли наши мамы. А они пришли к нам не с пустыми руками, а с чем как вы думаете?

-С угощениями (дети).

-Чем же мамы сегодня решили нас порадовать? (Обращается к мамам). Проходите, пожалуйста, ОНИ УЖЕ ЗДЕСЬ к нам и покажите детям, что вы принесли (Воспитатель представляет мам).

-Это мама Вани, Ольга Евгеньевна (О. Е. достаёт из подарочного пакета квашеную капусту в банке).

-Это мама Эли, Екатерина Николаевна (Е. Н. достаёт из подарочного пакета пачку майонеза).

-Это мама Славы, Вероника Сергеевна (В. С. достаёт из подарочного пакета банку с солёными огурцами).

-Какие интереные продукты вы принесли. А зачем? Я думаю, что все эти продукты объединяет какой-то один предмет, а вернее сказать какое-то одно вещество. Можете ли вы, ребята, догадаться, что объединяет все эти продукты? (Ответы детей). Я вам помогу, потому что я тоже пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла вещество, которое объединяет все эти продукты. (Показывает свой пакет). Что находится в моём пакете, вы узнаете, если отгадаете загадку.

На столе стоит всегда,
Внешне белая она.
И на вкус невкусна,
Но в пищу каждому нужна.

-Что же это? (Соль!) Достаёт из пакета пачку соли.

-Оказывается, соль нужна всем этим продуктам, во всех этих продуктах она присутствует. Для чего нужно ложить соль в огурцы и капусту? (чтобы долго хранились и не портились). Майонез делают на заводе, и в него тоже добавляют соль.

-Откуда появились эти продукты? (огурцы и капуста выросли на огороде, а майонез сделали люди на молочном заводе)

2. Ребята, как вы думаете, откуда берётся сама соль? Что это такое «соль»? Хотите узнать? Тогда садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на стульчики перед экраном).

-Ребята, к нам в гости пришла поваренная соль (выхолит мама О.Е. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям поваренную соль).

-Почему эта соль так называется – поваренная? (ответы детей)

-Правильно, эту соль используют при варке еды, при приготовлении пищи.

-Ребята, добывают поваренную соль из соляного озера. В России много соляных озёр. Самое брольшое озеро – Баскунчак. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в озере очень солёная.

-Раньше, давно-давно, соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль лопатами. Солёная вода разъедала кожу, это было очень больно. Соль в то время была очень дорогая, её берегли, экономили. За соль, как за деньги, можно было купить что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.

- «Хлеб-соль» — так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль – это символ дружбы, а беречь хлеб и соль, значит, дружить. Отсюда и народная примета – рассыпал соль – к ссоре.

-В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна.

-Ребята, к нам в гости пришла каменная соль (выхолит мама Е.Н. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям каменную соль)

-Почему соль называется каменая? Как вы думаете? (ответы детей)

-Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Соль залегает толстыми слоями. Это каменная соль. Она напоминает кусок льда, камень, который от удара раскалывается на маленькие кристаллы. Каменная соль залегает, иногда, очень глубоко в земле, а иногда, у самой поверхности земли. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов.

-Ребята, к нам в гости пришла морская соль (выхолит мама В.С. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям морскую соль)

-Почему соль называется морская? Как вы думаете? (Ответы детей)

-Ребята, морская соль добывается медленным выпариванием чистой морской воды под жарким солнцем. Вода испаряется, а соль остаётся.

-Вот сколько нового мы узнали про соль. Откуда же она берётся, откуда её добывают? (Из соляного озера, земли, чистой морской воды)

-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека, нужна ли она ему? (ответы детей)

-Давайте вспомним, где используется поваренная соль? (Ответы детей: когда готовят пищу, при засолке овощей и т.д.)

-Где используют морскую соль? (Ответы детей: в медицине – при полоскании горла, промывании носа при насморке; в косметологии – в составе скрабов очищают кожу, чтобы она была гладкая, делают массаж головы, чтобы лучше росли волосы)

-Где используют каменную соль? (Ответы детей: посыпают дорожки при гололёде; в химической промышленности при изготовлении мыла, соды, стекла)

3. Физкультминутка

-Ребята, я приглашаю вас на прогулку к реке. (Звучит музыка)

Соли в речку брошу я, идут шеренгой
Море выйдет у меня. показывают «круг»
Чайки в небе закричат, «летают»
Черепахи зашуршат. «ползают»

И весёлые дельфины
Из воды покажут спины. «плавают»
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит. «руки вверх»

Соли в речку брошу я, идут шеренгой
Выйдет море у меня. показывают «круг»
Только где бы по пути
Столько соли мне найти? разводят руками

4. (Педагог подводит детей к столам)

-Ребята, куда же мы пришли? Мы пришли в лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей). Правильно, в лаборатории учёные проводят эксперименты и опыты. В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Для того, чтобы правильно проводить опыты, нужно внимательно слушать и соблюдать правила при работе с солью. Как вы думаете, какие это правила? (Дети называют, педагог добавляет и обобщает: нельзя после соли трогать руками глаза; не толкать соседа во время работы; работать аккуратно, чтобы не просыпать соль, потому что есть такая примета: если соль просыпаем, то можем поссориться.)

-Для исследования свойств соли нам понадобятся стаканы с кипячёной водой, ложки, тарелки с солью, пипетки, лупы.

Кстати, где мы может взять соль? Купить в магазине или аптеке

Опыты:

1). Определите, есть ли у соли запах? (дети нюхают соль и отвечают)

2). Возьмите ложку и положите соль в пустую тарелку. Что мы сделали –налили или насыпали? (насыпали) Значит, соль какая? (рассыпчатая, сыпучая)

3) Рассмотрите соль через лупу. Что увидели? (Прозрачные кристаллы, кубики. А когда их много, то они кажутся белого цвета.)

4). Наберите в пипетку воды и капните в соль. Что произошло с водой? (Вода впиталась в соль.) Почему? (Воды мало, а соли много.)

5). В стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? (Она растворилась).

-Отгадайте загадку: «В воде родится, а воды боится?» (Соль)

-Ребята, изменился ли цвет воды? (ответы детей)

-А какой стал вкус у воды? Как вы думаете? (пробуют с ложки воду и отвечают)

Вывод: Соль – кристаллический порошок белого цвета. Она твёрдая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде и вода становится солёной.

5. -Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год)

-А в Новый год всегда происходит какое-то волшебство. Сегодня наша гостья-соль поможет нам с вами совершить волшебство. Я предлагаю, ребята, превратить нашу лабораторию в творческую мастерскую.

(Дети готовят своё рабочее место: уносят стаканы, пипетки, лупы, оставляют на столе соль и ложку. Приносят подносы, на котором лежит лист картона с силуэтом снежинки и клей.)

Дети вместе с мамами делают снежинки из соли: 1) промазывают клеем силуэт снежинки; 2) посыпают солью; 3) считают хором до десяти; 4) стряхивают лишнюю соль на поднос.

-Какие чудесные получились снежинки! Можно из них сделать гирлянду или повесить на ёлку. (Дети вешают свои снежинки на заранее приготовленную нитку и получается гирлянда.) Скоро наступит Новый год и будет много подарков.

-Ребята, я тоже хочу сделать вам подарок. (Педагог показывает берестяную коробочку с солью.) Пусть эта коробочка с солью хранится в вашей группе. Береги её, не рассыпайте и у вас всегда будет мир и дружба.

-Большое спасибо мамам за участие и помощь. Всего доброго!

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год