Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Соль-это друг или враг?»
Познание
Автор: Мосолова Татьяна Сергеевна   
22.07.2025 14:33

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Соль-это друг или враг?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Соль-это друг или враг?»

Цель: формирование у детей предпосылок естественнонаучной грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать и расширять знания детей о том, какую роль в жизни человека играет соль: когда её можно считать другом, а когда соль причиняет вред здоровью и окружающему миру.
  • Обобщить знания детей о соли.

Развивающие:

  • развивать навыки и умения исследовательской деятельности, способы нахождения информации о свойствах соли;
  • развивать познавательный интерес, умение слушать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Скачать конспект

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к совместной исследовательской деятельности, инициативность.

Ход:

Педагог. Звонит в колокольчик и говорит:

«Становитесь, дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки держитесь.

И друг другу улыбнитесь»

Ребята, передайте свое хорошее настроение нашим гостям, поздоровайтесь и улыбнитесь им тоже. Наши гости пришли посмотреть, как вы повзрослели, чему научились. Поэтому каждый из вас должен постараться быть активным и внимательным. Внимательно слушать и громко, четко отвечать на вопросы. Обещаете? (Да).

Педагог. Ребята, у меня есть бабушка, которая живет очень далеко. И вот сегодня рано утром она мне позвонила и сообщила радостную новость, что приедет в гости. Она очень любит есть борщ. Но, чтобы его приготовить, мне нужны продукты. А где можно взять все необходимые продукты для приготовления борща? (В магазине). Ребята, вы мне поможете выбрать продукты? Тогда давайте возьмем корзинку и поедем в магазин.

Под музыку дети по кругу едут в магазин.

Педагог. Вот мы с вами и в магазине (ставлю полку с продуктами в круг).

Дети вместе с воспитателем выбирают необходимые овощи, мясо и забывают про соль.

Педагог. Спасибо, ребята. А нам пора возвращаться в детский сад. (Под музыку дети едут и присаживаются на стульчики).

Педагог. Ребята, пока мы ехали, я вспомнила, что мы не купили еще один очень важный продукт. А какой, вы узнаете, если разгадаете ребус.

Дети отгадывают ребус

-Молодцы ребята! Правильно, это соль. Про нее мы как раз мы и забыли. Скажите, без соли борщ для бабушки будет вкусным? (Нет). Полностью согласна.

Раздаётся стук в дверь.

Педагог. Ребята, вы слышите, к нам кто-то пришел в гости. (Заходит Фиксик).

Фиксик: Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые. Я проходил мимо и услышал, что вы говорите о соли. Я знаю, что все люди на земле используют соль каждый день. Но одни говорят, что она вредна и опасна, а другие, наоборот, что соль полезна и просто необходима для человека. Ребята, а как вы считаете?

Педагог. Поднимите руку, кто считает, что соль – это друг человека? А теперь, поднимите те, кто считает ее вредной и опасной.

Педагог. Вот видишь, Фиксик, у ребят тоже мнение разделилось. Поэтому я предлагаю вам выяснить кто же прав? Будем разбираться? (Будем). Но сначала расскажите, опираясь на таблицу, что вы уже знаете о соли?

Дети рассказывают по таблице

Педагог. Молодцы, ребята. Свойства соли вы знаете. Посмотрите, у меня есть сундучок с предметами. Это предметы- подсказки. Они помогут нам выяснить, соль – это друг или враг? Если мы решим, что соль полезна и важна, то будем прикреплять на доску смайлик с улыбкой, а если вредна, то смайлик с перевернутой улыбкой.

Педагог. Ребята, прежде чем достать предмет, я хочу у вас спросить: где, откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (Из интернета, книг, от взрослых). Правильно.

Посмотрите, наша первая подсказка — это книга-энциклопедия. Давайте узнаем, что в ней написано о соли. Читаю: «Соль- это белое кристаллическое минеральное вещество. Это один из минералов, которые люди употребляют в пищу. Она необходима для того, чтобы в организме образовывалась кровь, легче усваивалась пища, крепкими были кости, мышцы, а также для поддержания водного баланса в организме». Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Ответ: соль необходима для организма человека). А значит она друг или враг? Давайте прикрепим на доску смайлик с улыбкой.

Педагог. Ребята, а вам нравится соль на вкус? (Да.) А как вы думаете, нужно знать меру в употреблении соли? Давайте проведем опыт с огурцом. На один кусочек огурца я насыплю немножко соли, а на другой побольше. Есть желающий попробовать на вкус кусочки огурца? (Выбираю одного. Фиксик присоединяется. Пробуют и говорят о своих ощущениях. Первый кусочек понравился больше, а второй был очень соленым и есть его было неприятно).

Педагог. В больших количествах соль не только портит вкус продуктов, но и очень вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. В этом случае ребята соль- это? (Ответ: это враг человека. Прикрепляем смайлик с перевернутой улыбкой).

За сутки человек должен съедать не больше 1 чайной ложки соли. При этом нужно учитывать, что во многих продуктах уже содержится большое количество соли. Давайте поиграем в игру «Распредели продукты».

«Найди продукты с высоким содержанием соли»

(Планшеты с изображением продуктов, карандаш).

Педагог. Ребята, возьмите планшеты. Посмотрите, на листе изображены разные продукты.

Вам нужно внимательно их рассмотреть, вспомнить на вкус, затем выбрать и обвести в кружок продукты, в которых содержится, по-вашему мнению, много соли. Всем понятно задание? Приступайте к выполнению задания.

Педагог. Расскажите, какие, по вашему мнению, продукты содержат много соли? (Дети рассказывают). Помните, ребята, что такие продукты нужно есть редко и не в больших количествах.

Педагог. Давайте посмотрим, что еще в моем сундучке. Достаю банку с квашеной капустой. Что это, ребята? Ребята, как вы думаете, почему здесь квашеная капуста? (Ответ: потому что для засолки овощей, грибов используют соль).

Правильно, соль не дает портиться овощам и другим продуктам, которые мы хотим сохранить долго. Она убивает бактерии и микроорганизмы. А значит соль это … друг. Прикрепляем смайлик.

Педагог. А я вам предлагаю размяться и поучаствовать в засолке капусты.

Музыкальная физминутка «Мы капусту рубим, рубим»

Педагог. Следующая наша подсказка – пачка соли и на ней красный крестик. Ребята, как вы думаете, что говорит нам эта подсказка? (Солью можно лечиться, когда болеешь). Расскажите, кого лечила мама солью и как? (Мама давала мне соленую воду поласкать горло, мне мама промывала соленой водой нос). А еще ребята соль содержится в морях и озерах. И многие из вас уже ездили в Алтайский край на озеро Яровое или на Черное море. Там тоже соленая вода и очень полезная. Она заживляет все ранки, лечит кожные заболевания, укрепляет иммунитет. А значит соль для нас …Друг (прикрепляем смайлик).

Ребята, у меня осталась последняя подсказка — это фотография.

(Фиксик в это время раскладывает лед в тарелочки).

Посмотрите и скажите, что делает Александр Викторович и для чего? (А. В. посыпает дорожки солью, чтобы не было скользко). Правильно. А все потому, что соль способна растопить снег и лед. Хотите убедиться в этом? Сейчас мы пройдем с вами в нашу лабораторию. Давайте вспомним правила работы.

  1. Нужно пройти к рабочему месту. Руками ничего не брать без разрешения воспитателя.
  2. Начинать работу только после объяснения воспитателя.
  3. При выполнении эксперимента быть аккуратным, ничего не ронять, не рассыпать.
  4. И ни в коем случае не дуть на соль, не тереть глаза и лицо руками.

Дети проходят за столы.

(На столе: мисочка с солью, ложечка, тарелочка с 2 кусочками льда)

Педагог. Ребята, поставьте перед собой тарелочку со льдом. Кусочки отодвиньте как можно дальше друг от друга. На один кусочек посыпьте солью из ложечки. А другой оставьте как есть. Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Возьмите лупы и рассмотрите лед. (Ответ: Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы).

Или опыт со стаканчиками с водой (в один положить 2 ложки соли, размешать и посмотреть где быстрее растает).

Итак, в этом случае ребята соль-это друг человека или враг? (Ответ: соль друг, потому что лед тает на дорожках и можно безопасно по ним ходить). Ребенок прикрепляет смайлик с улыбкой.

Ребята, помните, мы с вами проводили опыт с луком. Давайте послушаем Арину. Она напомнит нам, что мы делали и к какому выводу пришли.

Рассказ о проведенном опыте по фотографиям.

А значит соль, ребята, друг или враг? Прикрепляют смайлик с перевернутой улыбкой.

Наше исследование подошло к концу. Давайте посчитаем, сколько у нас смайликов с улыбкой, а сколько сердитых. Подводят итог. Смайликов получилось поровну.

Вывод:

Фиксик. Ребята, у нас получилось равное количество смайликов. Что это значит, ребята? Соль- это все-таки друг или враг для человека? (Ответы детей).

Педагог. Ребята, сегодня мы побывали в роли исследователей, и выяснили, что соль – это природное богатство. Она может быть врагом, а может быть и другом. А что нужно делать людям, чтобы соль была всегда другом?

Ответы:

  1. Не есть много соленых продуктов (правильно составлять рацион)
  2. Не сыпать большое количество соли на дороги, потому что не будут расти растения.

Фиксик. Ребята, я понял, что избыток соли также вреден, как и ее недостаток. Поэтому мы должны разумно употреблять и использовать соль в нашей жизни.

Педагог. Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что нового и интересного вы узнали?

- Ребята, вспомните, а где еще можно использовать соль? (В творчестве). Давайте подарим нашим гостям на память о сегодняшней встрече, занятии насыпушки из цветной соли.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 26 (388) выйдет
23 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год