Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа саморазвития: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования
Познание
Автор: Лыкова Елена Михайловна   
08.08.2021 22:31

Программа саморазвития: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментированияПрограмма саморазвития: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования

Цель Обогащение познавательной сферы детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей раннего возраста.
  2. Изучить методики и технологии познавательного развития детей раннего возраста.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе элементарного экспериментирования
  4. Разработать перспективный план, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей раннего возраста.
  6. Создать условия для познавательного интереса воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей через элементарное экспериментирование.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Скачать программу

Предполагаемые результаты Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста.
  2. Разработан перспективный план по элементарному экпериментированию.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека по экпериментированию, картотеки пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Сформированы предметные действия.
  2. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.
  3. В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.
  4. Определяет и называет материал, из которого изготовлены предметы (бумага, дерево, пластмасса, ткань).
  5. В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.
  6. Развиты основы сенсорного восприятия.
  7. Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.

Для родителей:

  1. Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка.
  2. Сформирован интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.
  3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
  4. Установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей.
  5. Пояснительная записка

Настоящая программа по саморазвитию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей, рассчитана на 3 года.

Данные компетенции реализуется с помощью:

  • развития представлений о своих профессиональных возможностях
  • своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста
  • освоения познавательной базы решения проблемы
  • расширения собственного профессионального образовательного пространства
  • активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Профессиональное саморазвитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

3. Актуальность выбранной темы

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательной деятельности, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.

Благодаря элементарным экспериментам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициативность и развиваются творческие качества личности.

При реализации программы воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

4. Цель и задачи Программы

Цель: Обогащение познавательной сферы детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей раннего возраста;
  2. Изучить методики и технологии познавательного развития детей раннего возраста;
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе элементарного экспериментирования;
  4. Разработать перспективный план по элементарному экспериментированию, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей раннего возраста.
  6. Создать условия для познавательного интереса воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей через элементарное экспериментирование.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
  10. Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста.
  2. Разработан перспективный план по элементарному экспериментированию.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека по экспериментированию, дидактические игры, сенсорные игры, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Сформированы предметные действия.
  2. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.
  3. В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.
  4. Определяет и называет материал, из которого изготовлены предметы (бумага, дерево, пластмасса, ткань).
  5. В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.
  6. Развиты основы сенсорного восприятия.
  7. Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.
  8. Этапы реализации Программы

Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:

I этап – Организационный

Задачи этапа:

  1. Анализ собственных профессиональных проблем.
  2. Определение приоритетного направления в организации саморазвития.
  3. Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.

II этап – практический

Задачи этапа:

  1. Разработка перспективного плана.
  2. Обеспечение условий для реализации программы.
  3. Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке конспектов образовательной деятельности, дидактических, подвижных игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий — обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

III этап – заключительный

Задачи этапа:

  1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  2. Обобщение опыта работы по теме саморазвития.
  3. Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

2. План деятельности по теме саморазвития

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год