Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа саморазвития: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования
Познание
Автор: Лыкова Елена Михайловна   
08.08.2021 22:31

Программа саморазвития: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментированияПрограмма саморазвития: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования

Цель Обогащение познавательной сферы детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей раннего возраста.
  2. Изучить методики и технологии познавательного развития детей раннего возраста.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе элементарного экспериментирования
  4. Разработать перспективный план, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей раннего возраста.
  6. Создать условия для познавательного интереса воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей через элементарное экспериментирование.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Скачать программу

Предполагаемые результаты Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста.
  2. Разработан перспективный план по элементарному экпериментированию.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека по экпериментированию, картотеки пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Сформированы предметные действия.
  2. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.
  3. В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.
  4. Определяет и называет материал, из которого изготовлены предметы (бумага, дерево, пластмасса, ткань).
  5. В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.
  6. Развиты основы сенсорного восприятия.
  7. Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.

Для родителей:

  1. Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка.
  2. Сформирован интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.
  3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
  4. Установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей.
  5. Пояснительная записка

Настоящая программа по саморазвитию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей, рассчитана на 3 года.

Данные компетенции реализуется с помощью:

  • развития представлений о своих профессиональных возможностях
  • своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста
  • освоения познавательной базы решения проблемы
  • расширения собственного профессионального образовательного пространства
  • активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Профессиональное саморазвитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

3. Актуальность выбранной темы

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательной деятельности, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.

Благодаря элементарным экспериментам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициативность и развиваются творческие качества личности.

При реализации программы воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

4. Цель и задачи Программы

Цель: Обогащение познавательной сферы детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей раннего возраста;
  2. Изучить методики и технологии познавательного развития детей раннего возраста;
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе элементарного экспериментирования;
  4. Разработать перспективный план по элементарному экспериментированию, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей раннего возраста.
  6. Создать условия для познавательного интереса воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей через элементарное экспериментирование.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
  10. Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего возраста.
  2. Разработан перспективный план по элементарному экспериментированию.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека по экспериментированию, дидактические игры, сенсорные игры, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Сформированы предметные действия.
  2. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.
  3. В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.
  4. Определяет и называет материал, из которого изготовлены предметы (бумага, дерево, пластмасса, ткань).
  5. В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.
  6. Развиты основы сенсорного восприятия.
  7. Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.
  8. Этапы реализации Программы

Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:

I этап – Организационный

Задачи этапа:

  1. Анализ собственных профессиональных проблем.
  2. Определение приоритетного направления в организации саморазвития.
  3. Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.

II этап – практический

Задачи этапа:

  1. Разработка перспективного плана.
  2. Обеспечение условий для реализации программы.
  3. Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке конспектов образовательной деятельности, дидактических, подвижных игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий — обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

III этап – заключительный

Задачи этапа:

  1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  2. Обобщение опыта работы по теме саморазвития.
  3. Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

2. План деятельности по теме саморазвития

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год