Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
Познание
Автор: Козуб Татьяна Орестовна   
05.07.2013 17:02

Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»Козуб Татьяна Орестовна
педагог дополнительного образования  МБОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» г.Тайшет

Введение
Одним из направлений деятельности Центра творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» является разработка, апробация и внедрение в практику инновационных проектов, позволяющих решать одну из основных проблем современности – проблему организации полезного досуга детей.
Уже более трех лет на базе ЦТР и ГО «Радуга» реализуется проект «Школа раннего эстетического развития дошкольников», актуальность целей которого не вызывает сомнений. Выполняя социальный заказ родителей по эстетическому воспитанию и творческому развитию детей, одновременно решается вопрос занятости полезным досугом детей дошкольного возраста.


Основой организации образовательного процесса в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно, имеет возможность проявить свое творчество.
Содержание учебного плана школы раннего эстетического развития представлено дисциплинами художественно-эстетической и социально-педагогической направленности.
Идея создания методической разработки возникла в ходе осуществления учебного процесса в школе раннего эстетического развития при освоении учебной дисциплины социально-педагогической направленности «Психологические и развивающие игры». Планирование составлено на основе программы Н.В. Новоселовой «Развитие познавательных процессов и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования». Программа утверждена ГКСМ ЦИМПО Департамента образования Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Представленная методическая разработка открытого учебного занятия в системе дополнительного образования детей знакомит с опытом использования игровых технологий при проведении учебных занятий развивающего характера с дошкольниками 4-6 лет в группах кратковременного пребывания; направлена на актуализацию представлений детей о плоских геометрических фигурах, воспитание культуры поведения, развитие коммуникативных навыков. При планировании занятия учтены  особенности детского коллектива обучающихся: большинство из них посещают дошкольные образовательные учреждения и имеют начальные представления о геометрических фигурах.
Разработка может использоваться полностью или частично (некоторые игры и упражнения) педагогами дополнительного образования при проведении учебных занятий в учреждениях системы дополнительного образования, педагогами дошкольных образовательных учреждений, воспитателями групп продленного дня при проведении развивающих занятий в учреждениях основного образования, педагогами-психологами при проведении тренингов  коррекционно-развивающего назначения.

 

Пояснительная записка
В настоящее время уделяется большое внимание развитию интеллектуального, личностного, творческого  потенциала подрастающего поколения. Заметна тенденция к началу осуществления развития детей с самого раннего возраста. Многие педагоги, психологи разрабатывают  собственные методические рекомендации по проведению учебных занятий с детьми дошкольного возраста в разных областях знания.
Формирование математических (геометрических) представлений входит в содержание учебных программ общего образования, является неотъемлемой частью интеллектуального развития ребенка и начинается с самого раннего детства, с момента знакомства детей с окружающим миром при манипулировании различными предметами. Еще не умея говорить, называть предметы и фигуры, ребенок уже способен их различать, узнавать, находить по просьбе взрослого среди множества других предметов. По мере взросления эти представления усложняются: ребенок уже способен не только находить конкретную геометрическую фигуру, но и различные предметы аналогичной формы, как на картинках, так и в быту, изображать их всеми доступными средствами (рисовать, лепить, вырезать,  выкладывать счетными палочками, камешками, шерстяными нитками на шероховатой поверхности и т.д.).
Помочь ребенку в освоении математических (геометрических) представлений могут родители, окружающие взрослые, педагоги  образовательных учреждений. Они должны знать: чем больше каналов восприятия информации задействовано при освоении учебного материала, чем ярче эмоциональные переживания, тем прочнее полученные знания. В настоящее время создано достаточно много дидактических материалов, познавательных телепередач, развивающих игр, направленных на достижение образовательных целей. Задача педагогов и родителей – умело, рационально их использовать, учитывая индивидуально-психологические и возрастные особенности детей.
Основным методом при организации учебного занятия с дошкольниками является игра. Выбор именно этого метода обучения как основного не случаен – он соответствует возрастным особенностям развития дошкольника:
- уровню мышления;
- способу восприятия окружающей действительности;
- доступностью освоения;
- сопровождается яркими эмоциональным переживаниям;
- соответствует ведущему виду деятельности – игровой деятельности, в ходе которой формируются определенные знания, психологические новообразования.
Правильный выбор характера игровой методики (дидактической, сюжетно-ролевой, игры-эксперимента и др.), ее  соответствия целям и  логике построения учебного занятия обеспечивает достижение ожидаемого результата: в обучении – обобщению представлений детей о плоскостных геометрических фигурах, их свойствах; в развитии – положительной динамике развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления), нахождению путей использования полученных знаний; в воспитании – умению следовать учебной задаче, появлению желания работать в команде.
Особенностью данного занятия является то, что при работе с детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения, следует избегать дублирования способов освоения учебного материала. При всей традиционности использования игровых технологий, необходимо подобрать необычную форму проведения занятия, увязать в логическую цепочку разные виды педагогических игр, направив их на достижение образовательных, воспитательных, развивающих целей. Представленная разработка содержит определенный момент новизны, так как ориентирована на специфику школы раннего эстетического развития – преобладание художественно-эстетической направленности.
Конкретное учебное занятие предполагает присутствие приглашенных взрослых: сотрудников ЦТР и ГО или родителей. Присутствующие на занятии родители имеют возможность наблюдать за поведением своего ребенка; оценить уровень его общего развития и культуры, сформированности математических представлений; способность работать в команде, понимать учебную задачу. Кроме того, структура и форма проведения занятия предполагают включение родителей в совместную с детьми деятельность, создают особую положительную эмоциональную обстановку.
Индивидуальные достижения детей фиксируются в диагностических таблицах, которые заполняет психолог, присутствующий на занятии. Систематические наблюдения за динамикой развития ребенка позволяют определить индивидуальную траекторию его развития.

Разработка учебного занятия

Методическая разработка  является учебным занятием в системе разделов   программы Н.В. Новоселовой «Развитие познавательных процессов и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования», утвержденной ГКСМ ЦИМПО Департамента образования Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.

Раздел II. Восприятие формы предмета.
Тема 2.1. Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат.

Форма работы: групповые упражнения.

Цель: актуализировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах круге, квадрате, их свойствах.
Задачи:
•    Упражняться в нахождении круга, квадрата среди других геометрических фигур.
•    Развивать внимание, умение видеть в окружающей обстановке предметы, похожие на круг, квадрат.
•    Воспитывать волевые качества: усидчивость, умение следовать учебной задаче, умение и желание работать в команде.
•    Прививать культуру поведения.

Оборудование и материалы:
•    Фланелеграф,  бархатная бумага и шерстяные нитки (приложение 1);
•    Картонные стилизованные изображения драгоценных камней с ярко выраженными очертаниями геометрической формы (приложение 4), набор геометрических фигур для индивидуальной работы   (приложение 2);
•    Игрушка гном; колпачки гномов для детализации костюмов при проведении сюжетно-ролевой игры;
•    Изображение домиков круглой и квадратной формы;
•    Набор пуговиц круглой и квадратной формы, коробочки-сундучки с замками в форме круга, квадрата (приложение 3);
•    Набор чайной кукольной посуды с геометрическим рисунком – узором из кругов и квадратов, салфетки круглой и квадратной формы (приложение 3), печенье круглой и квадратной формы.


I.    Подготовительный этап.
Цель: выработка мотивации к восприятию темы занятия, предстоящей работы.
Задачи:
•    Создать  ситуацию  заинтересованности в предстоящей деятельности.
•    Способствовать созданию комфортной психологической обстановки, доброжелательного отношения между детьми.

Дети находятся в комнате.
Звенит колокольчик.
Ход, содержание
Организационный момент.
Педагог:
Прозвенел звонок сейчас.
Он звенел для всех для вас.
Надо нам в кружок собраться,
Начинаем заниматься.
1.Работа в круге.
Педагог:
- Ребята, я очень рада видеть вас всех. Что вы хотели бы пожелать друг другу сегодня?
Вариант: если дети затрудняются, в целях экономии времени, педагог сам желает детям успешной работы.
Педагог:
- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Это педагоги нашего Центра (родители). Поздоровайтесь с ними.
Педагог: (удивленно, заинтересованно) 
- А это кто среди гостей? (Достает игрушку гнома).
- Ребята, откуда этот гость?
(Дети: - Из сказки)
- Что вы знаете о гномах?
(Дети: - Это сказочные лесные жители; они охраняют подземные богатства)
Педагог:
- Да, это герои сказок. А хотите, мы с вами сегодня тоже станем гномиками? Но сначала нужно выполнить некоторые задания. Рассаживайтесь по местам.

II.    Основной этап.
Цель: актуализировать представление о плоскостных геометрических фигурах: круг, квадрат.
Задачи:
•    Создать условия для восприятия формы и свойств круга, квадрата при помощи зрительного, кинетического восприятия, тактильных ощущений.
•    Выявить  свойства круга и квадрата на основе практического наблюдения.
•    Учить находить предметы, похожие на круг, квадрат среди окружающих предметов.
Ход, содержание
1.Дидактическая игра «Коллекция гнома».
Педагог:
- Наш гость гном принес коллекцию драгоценных камней.
(Поместить на доску фланелеграф с изображением «драгоценных камней»)
- Красивые? На что они похожи?
- На ваших столиках находятся наборы геометрических фигур. Найдите среди них фигуру, похожую на этот камень. (Показать «камень», имеющий очертание круга)
- Как называется эта фигура?
(Дети отвечают: - Круг)
Педагог:
- Молодцы. Первые, кто правильно ответил, становятся гномиками.
(Надеть детям колпачки со знаком круга)
- Обведите его пальчиком, покатайте по столику. Что заметили? Легко ли катится круг?
(Дети отвечают, что катится легко, потому что у круга нет углов)
Педагог:
- А теперь найдите фигуру, похожую на этот камешек. (Показать «камень», имеющий очертание квадрата)
- Как называется эта фигура?
(Дети отвечают: - Квадрат.)
Педагог:
- Молодцы. Вы тоже становитесь гномиками.
(Надеть детям колпачки со знаком квадрата)
- Обведите его пальчиком, покатайте по столику. Что заметили? Легко ли катится квадрат?
(Дети отвечают, что совсем не катится, потому что мешают углы. Иногда дети предлагают обрезать углы, сделать из квадрата круг, тогда он покатится)

2. Поиск предметов круглой и квадратной формы среди окружающей обстановки.
Педагог:
- Посмотрите внимательно на нашу комнату. Есть ли здесь предметы, похожие на круг, квадрат? А какие предметы, похожие на круг, квадрат вы видели дома, на улице?
(Дети чаще всего называют колесо, часы, солнце, тарелку, блин; телевизор, тумбочку, окно)
Вариант: если дети затрудняются, показать сюжетную картинку или набор предметных картинок в виде таблицы (приложение 5); попросить найти предметы, где спрятался круг, квадрат .

3. Физминутка. Игра «Гномики и домики»
В разных местах комнаты установить изображение домика круглой и квадратной формы.
Педагог:
- Итак, мы теперь гномики-кружочки и гномики-квадратики. Посмотрите на эти домики и найдите свой. (Дети собираются возле домика своей формы, в соответствии со знаком на колпачке)
А сейчас мы пойдем на прогулку по лесной тропинке.

Педагог:                      Жили-были гномики.
Были у них домики.
Пошли гномики гулять,
Грибы, ягоды искать.
(Педагог берет детей за руку, называет каждого ребенка по имени, выстраивается цепочка: гномик Вероника, гномик Леша, гномик Полина и т.д.; ведет их из помещения в коридор)
А тропинка все петляла,
В лес дремучий убегала.
Испугались гномики,
Что потеряли домики.

Солнце село за макушки,
Спать отправилась кукушка.
Но все искали гномики
Свои родные домики.
(По команде педагога «Гномики, по домам» дети бегут в помещение и отыскивают свой «домик»)

Примечание: пока дети находятся вне комнаты, кто-нибудь из гостей переставляет местами значки домиков, рассыпает на столе пуговицы, расставляет в беспорядке кукольную игрушечную посуду.

4. Сюжетная игра на закрепление узнавания кругов и квадратов по форме и цвету (приложение 4).
Дети возвращаются к своим домикам.
Следом входит педагог:
- Молодцы, все нашли свои домики. Ой, ребята, посмотрите, какой беспорядок в нашей комнате. Кто-то здесь все разбросал. Надо навести порядок. Давайте разложим пуговицы по шкатулочкам. А как узнать, в какую шкатулочку какие пуговицы складывать?
(Дети отвечают, что по форме замочка: в шкатулочку с круглым замочком – круглые пуговицы, с квадратным замочком – квадратные)
Педагог:
- К каждой чашке подберем подходящее блюдечко и салфетку. Накроем стол к чаю.
(Дети составляют чайные пары: к блюдечку с рисунком горошками (квадратиками) – соответствующую по цвету и форме рисунка чашечку)
Примечание: возможно разделение обязанностей; например, мальчики раскладывают по шкатулочкам пуговицы, девочки подбирают чайные пары)

Педагог:
- Молодцы. Я очень вами довольна. И за хорошую работу угощаю печеньем.
(Подать на блюде или тарелочке  крекеры)
-  Возьмите печенье квадратной формы. А теперь еще одно печенье другой формы.
- Что вы с ним сделаете?
(При ответах детей пронаблюдать ориентацию на себя или на других: многие дети хотят отнести печенье маме, папе, младшим, другим родственникам, гостям – ориентация на других; некоторые дети здесь же съедают печенье – ориентация на себя)
Педагог:
- Молодцы. Угостим наших гостей чаем и отдадим шкатулочки; гости проверят, справились ли вы с заданием.

III.    Завершающий этап.
Цель: формирование адекватной самооценки.
Задачи:
•    Учить анализировать результат своего труда, своих успехов и неудач, а также учить замечать чужие достижения и неудачи.
•    Способствовать созданию положительного настроя на следующее занятие по теме.
Ход, содержание
1. Упражнение на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. Работа с бархатной бумагой (приложение 4).
Педагог:
- Какая фигура вам понравилась: круг или квадрат? Попробуйте выложить ее ниточкой на бархатной бумаге.
(Дети пробуют выложить фигуру)
- На следующем занятии мы снова встретимся с кругом и квадратом.

2. Рефлексия. Работа в круге.
Педагог:
- Ну что ж, гномики, давайте-ка соберемся кружком, да поговорим обо всем.
- Кому понравилось сегодняшнее занятие?
Что получилось у вас очень хорошо? Чему еще нужно поучиться?
Педагог:
- Ну вот, теперь вы снова девочки и мальчики. Я желаю вам хорошо отдохнуть в выходные дни.
Примечание: результаты работы каждого ребенка фиксируются психологом в таблице (приложение 5).

Литература

1.    Ганошенко Н. И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2.    Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.    Поиграй со мной! Развивающие игры и упражнения для детей трех лет [Текст] / Авт.-сост. Н.В. Коскова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
4.    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г.
5.    Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007.

 

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год