Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
Познание
Автор: Ирина Шотт   
05.07.2022 13:57

Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Гуляя летом на улице с детьми после дождя, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает – вода?
Характеристика проекта

Скачать конспект

Название проекта: «Вода, какая она?»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Тип: научно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: 14.07.2014 г.- 01.08.2014г.
Актуальность:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проблема: отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы.
Цель проекта: расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:
учить детей видеть и выделять проблему эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях;
формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого;
развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, обогащать словарь детей;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
пополнить мини-лабораторию материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.
Ожидаемый результат: при успешной реализации поставленной цели и задач я планировала получить следующие результаты:
дети имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).
знают о том, что вода не имеет запаха, цвета, формы;
знают, что вода имеет вес, какие предметы тяжелее воды, какие легче воды;
имеют представления о том, что в состав воды входит кислород;
знают о том, что краска растворяется в воде;
знают о том, что вода отстаивается;
Ресурсное обеспечение проекта:

Центр «Песок-вода».

Методический инструментарий.

Основные этапы реализация проекта:

Мероприятия:

Цель:

Подготовительный этап - 14.07.2014-21.07.2014 г.

Диагностика «Знания детей о воде»

Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.

Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.

Пополнить центр «Песка-воды» картотекой.

Создание мини – лаборатории (для экспериментов).

 

Привлечь родителей для совместного изготовления экспоната, материалы, мини – лаборатории. Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов.

Основной этап – Тема: «Что такое вода?» 21.07.2014 – 30.07.2014 г.

Игра-эксперимент:

Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.

 

Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вещество бывает в трех состояниях.

Игра-эксперимент: «Прозрачность воды»

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается»

Игра-эксперимент: «Окрашивание воды»

Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)

Игра-эксперимент: «Вода принимает форму»

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Игра-эксперимент: «Температура воды»

Дать понять, что вода бывает разной температуры.

Игра-эксперимент: «Круговорот воды в природе»

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Игра-эксперимент: «Кислород в воде»

Познакомить детей с составом воды.

Игра-эксперимент: «Тонет - не тонет

Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет.

Игра-эксперимент:

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

Выявить какие предметы тонут в воде, а какие нет.

Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».

Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».

Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Наблюдения: «Как  влияет вода на рост растения».

Выявить зависимость роста растений от воды.

Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?»

Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Рассматривание иллюстраций, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы.

Прослушивание и разучивание песен о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы», «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы.

Загадывание загадок, ребусов, пословиц на тему «Вода».

Познакомить детей с пословицами и загадками о воде и ее состояниях.

Словесная игра «Подскажи словечко»

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Подвижная игра «На болоте»

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Караси и щука»

 

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра малой подвижности «Ручеек»,

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Игра «Капельки»

Развивать воображение детей, активность в игре.

Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».

Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты.

Рисование напоминающих знаков:

«Не бросай мусор в воду»,

«Не рви водные растения»,

«Не бросай в воду стекло» и т.д.

Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

Ручной труд.

Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке.

Учить использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество. Воспитывать умение доводить работу до конца.

Памятка

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее   мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Памятка для родителей «Экспериментируем дома»

Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

Заключительный этап 30.07.2014 - 01.08.2014 г.

Итоговое занятие «Бесценная и всем необходимая вода».

Закрепить знания детей о самом важном компоненте природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.

Оформление портфолио проекта

 

Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Вода, какая она?» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.

Составленный план основного этапа проекта «Вода, какая она?», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по теме «Вода». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Во время основного этапа проекта «Вода, какая она?» для родителей была предложена консультация и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды.

Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом, реализованный проект «Вода, какая она?», в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться   в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год