Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
Безопасность детям
Автор: Гугля Анастасия Сергеевна   
03.02.2025 11:39

СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Ордынский детский сад «Росинка»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Гугля Анастасия Сергеевна р.п. Ордынское Новосибирская обл. Декабрь 2024

Название культурной практики Исследовательская лаборатория, Возраст детей 5 — 6 лет

Тема (с указанием культурного (-ых) объекта (-ов)) «Опасное — безопасное электричество» — создание условий для совместной познавательно-исследовательской деятельности в процессе поиска ответов на вопросы детей об электричестве.

 

Задачи реализации Образовательные:

  • Расширять знания детей о физическом явлении – электричестве, как о полезном источнике для жизни человека.
  • Раскрыть понятие опасного (текущего) электричества и показать проявление неопасного (статического бытового) для людей действия электричества.

Развивающие:

  • Развивать стремление к самостоятельной поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Материалы и оборудование Практические материалы для проведения опытов по созданию статического электричества (пластмассовые палочки, ткань, бумажные бабочки, расчески, алюминиевая фольга, воздушные шарики, бумажное полотенце, овсяные хлопья), по возвращению работоспособности старых батареек (кастрюля с горячей водой, батарейка, часы). Рисунки с фиксацией опытов детьми.

Предварительная работа Беседы «Текущее и статическое электричество», «Источник питания – батарейка», «Безопасное обращение с электроприборами». Решение проблемных ситуаций «Где в доме живет электричество?». «Откуда берётся ток?», «Что делать, если отключили свет?», рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Можно — нельзя», «Что для чего», загадывание загадок, просмотр мультфильма «Уроки Тётушки Совы. Школа безопасности». Лампочка и разные предметы

Место проведения Групповое помещение

Ход реализации культурной практики Мотивацией к запуску культурной практики послужили детские вопросы о том, почему иногда при прикосновении людей друг к другу возникает ситуация, которую называют фразой «бьёт током». В результате исследовательской деятельности дети открыли новые знания об опасном и неопасном электричестве.

Мотивацией к презентации культурной практики послужило предложение рассказать гостям группы о том, что дети узнали по теме.

Воспитатель обращается к детям:

- Сегодня к нам пришли гости, чтобы послушать ваши рассказы о том, что вы знаете об электричестве.

Далее педагог привлекает внимание детей к сундучку:

- Нашу встречу я начну с загадки. Отгадайте, что спрятано в сундучке?

Они ходят, но стоят.

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять. (Часы)

Воспитатель принимает ответы детей. Если правильный ответ прозвучал, то предлагает ответить на вопрос:

- Почему вы решили, что это часы?

Если дети не называют отгадку, предлагает «разобрать» её по фразам и найти верный ответ. Затем достаёт из сундучка часы.

- Как вы думаете, по какой причине могут не работать электронные устройства – будильники, фонарики, некоторые игрушки?

Воспитатель принимает предположения детей, обобщает. В качестве одной из версий, если дети её не озвучат, можно дать подсказку:» Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!»

- Да, может и батарейка сесть. Вот именно по этой причине я чуть не опоздала сегодня на работу — мои часы меня подвели, так как села батарейка и будильник не сработал.

Педагог достаёт из часов пальчиковые батарейки.

- Значит, зачем приборам нужны батарейки?

- Назовите, какие бывают батарейки? Чем они отличаются?

Воспитатель принимает ответы детей, предлагает найти ту или иную батарейку.

- Что нужно сделать, чтобы часы снова заработали?

- А если нет новой батарейки, как вы думаете, можно ли как-то попробовать оживить старую батарейку?

Воспитатель принимает ответы детей из их личного опыта.

- Я тоже знаю один способ. Положим нашу батарейку в горячую воду на некоторое время и посмотрим, какой будет результат.

Воспитатель кладет батарейку из часов в прочный полиэтиленовый пакет, опускает его в кастрюлю с горячей водой минут на 10 минут.

- А пока батарейка находится в горячей воде, предлагаю рассказать и показать гостям, что мы узнали об электричестве.

- Где мы можем обнаружить в группе электричество?

- Какие предметы работают от электричества?

- Как можно назвать все эти предметы одним общим словом?

- Для чего людям нужны электроприборы?

Педагог при необходимости обобщает:

- Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно жить. Назовите главное правило пользования электроприборами для детей?

При необходимости воспитатель обобщает:

- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Предлагаю вам показать гостям, знакомую нам, интересную игру «Ток бежит по проводам».

Проводится игра. Дети представляют себя в роли маленьких электронов. Один из детей играет роль электростанции, которая вырабатывает электричество. Дети по очереди слегка сдавливать руку соседа — это идёт ток по проводам. В конце цепи стоит воспитатель около выключателя и включает свет. Воспитатель произносит:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Ток беги, беги, беги,

Никуда не уходи.

Далее продолжает:

- Вы сказали, что ток, живущий в розетках опасен. А в батарейках электричество опасное?

- Помните, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, при этом даже видны искры. Это тоже электричество?

- Как называется такое электричество? Он опасно для человека?

- Предлагаю на некоторое время стать учеными-исследователями, вспомнить правила поведения в лаборатории и показать гостям опыты, которые мы с вами делали.

Дети по самостоятельно нарисованным символам правил поведения в лаборатории озвучивают их. Воспитатель обращается к детям:

- Итак, каким образом можно получить неопасное электричество?

Дети показывают опыты и предлагают гостям их повторить, а затем делают выводы.

После воспитатель обращается к детям:

- Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Показывает лампочку:

- Эта лампочка необычная. Ей не нужен ток и батарейка. Перед вами на столе находятся разные предметы. Как вы думаете, с помощью чего можно зажечь эту лампочку?

Педагог принимает все варианты ответов детей.

- Какие разные у вас мнения. Предлагаю проверить. Подносите по очереди каждый предмет к лампочке.

Дети подносят предметы к лампочке (вода в ёмкости самая последняя) и проверяют свои предположения, делают выводы. Как только лампочка загорится от воды, воспитатель обращается к детям:

- От чего же работает эта лампочка?

- Где вам это может пригодиться в жизни?

Воспитатель предлагает всем детям по очереди зажечь лампочку от воды.

- И ещё один фокус. Педагог показывает, как лампочка может загореться просто от прикосновения к ладони. Озвучивается вывод:

- Тело человека является проводником электрического тока. А вот почему загорается эта лампочка от прикосновения к ладони, предлагаю вам узнать у своих родителей, а завтра в садике поделиться этой информацией. Договорились?

- А нам пора проверить, будет ли работать батарейка из часов, которую мы положили в горячую воду.

Педагог вставляет батарейку в часы. Дети делают вывод. Воспитатель дополняет:

- Только такого заряда хватит ненадолго, и батарейка в скором времени все равно придет в негодность. Что же тогда необходимо с ней сделать?

- Почему нужно поступать именно так?

- Я предлагаю вам после обеда нарисовать этот способ «оживления» батарейки, а вечером дома рассказать об этом родителям. Согласны?

Рефлексия деятельности Воспитатель обращается к детям:

- Что сегодня для вас было самым интересным?

- За что вы себя можете похвалить?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год