СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» |
Безопасность детям | |||
Автор: Гугля Анастасия Сергеевна | |||
03.02.2025 11:39 | |||
СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Ордынский детский сад «Росинка» Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Гугля Анастасия Сергеевна р.п. Ордынское Новосибирская обл. Декабрь 2024 Название культурной практики Исследовательская лаборатория, Возраст детей 5 — 6 лет Тема (с указанием культурного (-ых) объекта (-ов)) «Опасное — безопасное электричество» — создание условий для совместной познавательно-исследовательской деятельности в процессе поиска ответов на вопросы детей об электричестве.
Задачи реализации Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование Практические материалы для проведения опытов по созданию статического электричества (пластмассовые палочки, ткань, бумажные бабочки, расчески, алюминиевая фольга, воздушные шарики, бумажное полотенце, овсяные хлопья), по возвращению работоспособности старых батареек (кастрюля с горячей водой, батарейка, часы). Рисунки с фиксацией опытов детьми. Предварительная работа Беседы «Текущее и статическое электричество», «Источник питания – батарейка», «Безопасное обращение с электроприборами». Решение проблемных ситуаций «Где в доме живет электричество?». «Откуда берётся ток?», «Что делать, если отключили свет?», рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Можно — нельзя», «Что для чего», загадывание загадок, просмотр мультфильма «Уроки Тётушки Совы. Школа безопасности». Лампочка и разные предметы Место проведения Групповое помещение Ход реализации культурной практики Мотивацией к запуску культурной практики послужили детские вопросы о том, почему иногда при прикосновении людей друг к другу возникает ситуация, которую называют фразой «бьёт током». В результате исследовательской деятельности дети открыли новые знания об опасном и неопасном электричестве. Мотивацией к презентации культурной практики послужило предложение рассказать гостям группы о том, что дети узнали по теме. Воспитатель обращается к детям: - Сегодня к нам пришли гости, чтобы послушать ваши рассказы о том, что вы знаете об электричестве. Далее педагог привлекает внимание детей к сундучку: - Нашу встречу я начну с загадки. Отгадайте, что спрятано в сундучке? Они ходят, но стоят. Всем о времени твердят, Когда спать, когда вставать, Когда можно погулять. (Часы) Воспитатель принимает ответы детей. Если правильный ответ прозвучал, то предлагает ответить на вопрос: - Почему вы решили, что это часы? Если дети не называют отгадку, предлагает «разобрать» её по фразам и найти верный ответ. Затем достаёт из сундучка часы. - Как вы думаете, по какой причине могут не работать электронные устройства – будильники, фонарики, некоторые игрушки? Воспитатель принимает предположения детей, обобщает. В качестве одной из версий, если дети её не озвучат, можно дать подсказку:» Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!» - Да, может и батарейка сесть. Вот именно по этой причине я чуть не опоздала сегодня на работу — мои часы меня подвели, так как села батарейка и будильник не сработал. Педагог достаёт из часов пальчиковые батарейки. - Значит, зачем приборам нужны батарейки? - Назовите, какие бывают батарейки? Чем они отличаются? Воспитатель принимает ответы детей, предлагает найти ту или иную батарейку. - Что нужно сделать, чтобы часы снова заработали? - А если нет новой батарейки, как вы думаете, можно ли как-то попробовать оживить старую батарейку? Воспитатель принимает ответы детей из их личного опыта. - Я тоже знаю один способ. Положим нашу батарейку в горячую воду на некоторое время и посмотрим, какой будет результат. Воспитатель кладет батарейку из часов в прочный полиэтиленовый пакет, опускает его в кастрюлю с горячей водой минут на 10 минут. - А пока батарейка находится в горячей воде, предлагаю рассказать и показать гостям, что мы узнали об электричестве. - Где мы можем обнаружить в группе электричество? - Какие предметы работают от электричества? - Как можно назвать все эти предметы одним общим словом? - Для чего людям нужны электроприборы? Педагог при необходимости обобщает: - Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно жить. Назовите главное правило пользования электроприборами для детей? При необходимости воспитатель обобщает: - При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Предлагаю вам показать гостям, знакомую нам, интересную игру «Ток бежит по проводам». Проводится игра. Дети представляют себя в роли маленьких электронов. Один из детей играет роль электростанции, которая вырабатывает электричество. Дети по очереди слегка сдавливать руку соседа — это идёт ток по проводам. В конце цепи стоит воспитатель около выключателя и включает свет. Воспитатель произносит: Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Ток беги, беги, беги, Никуда не уходи. Далее продолжает: - Вы сказали, что ток, живущий в розетках опасен. А в батарейках электричество опасное? - Помните, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, при этом даже видны искры. Это тоже электричество? - Как называется такое электричество? Он опасно для человека? - Предлагаю на некоторое время стать учеными-исследователями, вспомнить правила поведения в лаборатории и показать гостям опыты, которые мы с вами делали. Дети по самостоятельно нарисованным символам правил поведения в лаборатории озвучивают их. Воспитатель обращается к детям: - Итак, каким образом можно получить неопасное электричество? Дети показывают опыты и предлагают гостям их повторить, а затем делают выводы. После воспитатель обращается к детям: - Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Показывает лампочку: - Эта лампочка необычная. Ей не нужен ток и батарейка. Перед вами на столе находятся разные предметы. Как вы думаете, с помощью чего можно зажечь эту лампочку? Педагог принимает все варианты ответов детей. - Какие разные у вас мнения. Предлагаю проверить. Подносите по очереди каждый предмет к лампочке. Дети подносят предметы к лампочке (вода в ёмкости самая последняя) и проверяют свои предположения, делают выводы. Как только лампочка загорится от воды, воспитатель обращается к детям: - От чего же работает эта лампочка? - Где вам это может пригодиться в жизни? Воспитатель предлагает всем детям по очереди зажечь лампочку от воды. - И ещё один фокус. Педагог показывает, как лампочка может загореться просто от прикосновения к ладони. Озвучивается вывод: - Тело человека является проводником электрического тока. А вот почему загорается эта лампочка от прикосновения к ладони, предлагаю вам узнать у своих родителей, а завтра в садике поделиться этой информацией. Договорились? - А нам пора проверить, будет ли работать батарейка из часов, которую мы положили в горячую воду. Педагог вставляет батарейку в часы. Дети делают вывод. Воспитатель дополняет: - Только такого заряда хватит ненадолго, и батарейка в скором времени все равно придет в негодность. Что же тогда необходимо с ней сделать? - Почему нужно поступать именно так? - Я предлагаю вам после обеда нарисовать этот способ «оживления» батарейки, а вечером дома рассказать об этом родителям. Согласны? Рефлексия деятельности Воспитатель обращается к детям: - Что сегодня для вас было самым интересным? - За что вы себя можете похвалить?
|