Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Знакомство детей дошкольного возраста с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях через игру
Безопасность детям
Автор: Пьянзина Наталья Васильевна, Каткова Дарья Владимировна   
02.09.2025 16:59

Знакомство детей дошкольного возраста с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях через игруЗнакомство детей дошкольного возраста с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях через игру

Дошкольный возраст — это важный период в жизни ребенка, когда он активно познает окружающий мир, формирует свои навыки и умения. Одной из ключевых задач воспитания в этот период является обучение детей основам безопасности. Знакомство с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях может значительно снизить риск травм и помочь детям правильно реагировать в экстренных ситуациях. Одним из эффективных методов обучения является игровая форма, которая делает процесс обучения увлекательным и доступным для детей.

Значение игровой деятельности

 

Игра — это естественная форма активности для детей, которая способствует развитию их мышления, воображения и социальных навыков. В процессе игры дети могут:

  • Пробовать различные роли и ситуации.
  • Развивать навыки общения и сотрудничества.
  • Осваивать новые знания и умения в безопасной и поддерживающей обстановке.

Игровые методы обучения позволяют детям не только усваивать информацию, но и закреплять ее на практике, что особенно важно в вопросах безопасности.

Примеры игровых методов обучения безопасности

Ролевые игры: В таких играх дети могут принимать на себя роли различных персонажей, например, пожарных, спасателей, медиков или жителей. Это позволяет им понять, как правильно действовать в различных ситуациях, таких как пожар, наводнение или потеря в лесу.

Например, игра "Пожарная безопасность" помогает детям узнать, как действовать в случае возникновения пожара, как вызывать помощь и как покинуть опасное место.

Цель игры: Научить детей основам пожарной безопасности, правилам поведения в случае пожара и важности своевременного реагирования.

Подготовка:

Выберите безопасное пространство, где дети смогут свободно двигаться, например, классная комната или игровая площадка.

Реквизит: Подготовьте простые атрибуты, такие как игрушечные огнетушители, шлемы пожарных (можно сделать из бумаги), плакаты с правилами пожарной безопасности и сигналами тревоги

Правила игры:

Объяснение темы: Начните с небольшой беседы о пожарной безопасности. Объясните, что такое пожар, как он может возникнуть и почему важно знать, как действовать в случае его возникновения.

Распределение ролей: Разделите детей на группы и распределите роли:

Пожарные (те, кто будет "тушить" пожар).

Жители (те, кто будет реагировать на пожар).

Спасатели (те, кто будет помогать другим).

Игровая часть:

Ситуация: Ведущий создает ситуацию, например: "В нашем доме возник пожар! Что мы будем делать?".

Действия:

Жители: Дети, играющие роли жителей, должны быстро и спокойно покинуть "здание" (можно обозначить его с помощью стульев или других предметов) и собраться в безопасном месте.

Пожарные: Дети, играющие роли пожарных, должны "тушить" пожар (можно использовать игрушечные огнетушители) и помогать жителям покинуть опасное место.

Спасатели: Дети-спасатели могут помогать тем, кто не может покинуть "здание", например, "помогать" людям, которые "застряли" внутри.

Сигнал тревоги: Ведущий может использовать звуковой сигнал (например, звонок или свисток), чтобы обозначить начало "пожара", и дети должны быстро отреагировать.

Ситуационные игры: В этих играх создаются различные сценарии, в которых дети должны принимать решения. Например игра"Незнакомец"

Сказочная история "Незнакомец":

Введение: Начните с того, что вы рассказываете детям о том, как важно быть осторожными с незнакомыми людьми. Объясните, что не все незнакомцы могут быть добрыми, и как важно знать, как вести себя в таких ситуациях.

Сказка:

"Жила-была в одном маленьком городке девочка по имени София. Она была очень любопытной и дружелюбной, всегда приветствовала людей, которых встречала на улице. Однажды, играя во дворе, она увидела незнакомца, который стоял у ворот и улыбался."

"Незнакомец сказал: "Привет, Соня! У меня есть для тебя сладости. Подойди ко мне, и я дам тебе конфету! "."

"София вспомнила, что мама и воспитатели всегда говорили: "Не подходи к незнакомцам и не бери от них ничего!" Она решила не подходить и позвала на помощь своего друга Глеба."

"Глеб пришел и сказал незнакомцу: "Уходи! Мы не знаем тебя!". Незнакомец разозлился и ушел. София и Глеб рассказали взрослым, и все были очень горды, что они поступили правильно."

Обсуждение:

После рассказа обсудите с детьми, что они узнали из истории. Задайте вопросы:

  • Как вы думаете, правильно ли поступила Лена?
  • Почему важно не подходить к незнакомцам?
  • Что нужно делать, если к вам подходит незнакомец?

Игровая часть:

Попросите детей разыграть ситуацию. Один из них может быть незнакомцем, а другие — детьми. Незнакомец будет предлагать конфеты, а дети должны реагировать, как в сказке.

Сигналы безопасности: Научите детей простым фразам, которые они могут использовать, если к ним подойдет незнакомец, например: "Я не могу говорить с тобой, я жду маму!" или "У меня есть друг, который меня защищает!".

Обсуждение правил: Завершите игру, подчеркнув важные правила безопасности:

  • Никогда не подходить к незнакомцам.
  • Всегда сообщать взрослым, если кто-то их беспокоит.
  • Если кто-то пытается их забрать, нужно кричать и убегать.

Заключение:

Игра "Незнакомец" поможет детям запомнить важные правила безопасности и научит их правильно реагировать на потенциально опасные ситуации.

Подвижные игры: В таких играх дети могут учиться безопасному поведению например игра "Безопасный путь до дома"

Цель игры: Научить детей основам дорожной безопасности, правилам поведения на улице и правильному ориентированию в пространстве.

Подготовка:

Выберите безопасное и просторное место, где дети смогут свободно двигаться. Это может быть игровая площадка, классная комната или даже двор.

Реквизит: Подготовьте простые знаки (например, из картона) для обозначения дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов и других объектов, которые могут встретиться на пути.

Правила игры:

Разметьте "путь" с использованием знаков и других предметов, которые будут обозначать различные элементы дорожной безопасности (например, светофор, пешеходный переход).

Объяснение правил: Объясните детям, что они будут проходить "путь" до "дома", следуя правилам дорожного движения. Расскажите о значении каждого знака и как нужно себя вести на дороге.

Игровая часть:

Дети становятся в начале "пути". Ведущий (взрослый или старший ребенок) будет играть роль "инструктора" и давать команды.

Прохождение пути:

Дети идут по "пути", останавливаясь у каждого знака.

При подходе к светофору, ведущий может говорить: "Какой цвет горит? Что мы должны делать?" (например, "Красный — стоим, зеленый — идем").

У пешеходного перехода дети должны остановиться, посмотреть налево и направо, и только затем перейти.

Ситуации на пути: Ведущий может создавать разные ситуации, например:

  • "На дороге появилась машина!" – дети должны остановиться и дождаться, когда "машина" проедет.
  • "Вдруг пошел дождь!" – дети должны найти укрытие (например, под "деревом" или "крышей").

Заключение

Знакомство детей дошкольного возраста с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях через игру является важной частью их воспитания и обучения. Игровые методы способствуют не только усвоению знаний, но и формированию у детей уверенности в своих действиях в экстренных ситуациях. Важно, чтобы родители и педагоги активно использовали игровые формы обучения, создавая безопасную и поддерживающую среду для развития навыков безопасного поведения у детей. Таким образом, мы сможем подготовить новое поколение, способное уверенно и безопасно ориентироваться в окружающем мире.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год