Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у дошкольников
Безопасность детям
Автор: Орлова Вера Игоревна   
17.04.2023 19:20

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у дошкольниковФормирование основ безопасности и жизнедеятельности у дошкольников

Реалии современного мира обозначают перед обществом проблему безопасности детей в виду роста количества чрезвычайных ситуаций. Безопасность человека – та проблема, которая является особо значимой и актуальной на сегодняшний день. Более того нестабильность обстановки, социальная напряженность, отчужденность людей и их «холодность» обостряют значимость проблемы и требуют её решения.

Дошкольный возраст является оптимальным периодом формирования основ безопасности жизнедеятельности у ребенка. Дети в этом возрасте проявляют живой интерес к социальной действительности, они способны усваивать определенные знания о ней, уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

Важно научить дошкольника оценивать возникающие опасности, предусматривать меры защиты, предотвращать опасность и осознанно действовать в разнообразных ситуациях.

Сохранение здоровья, обеспечение достойных условий жизнедеятельности — общегосударственная задача. В некоторых случаях любознательность ребенка, его активность в познании окружающего, становится небезопасным для него. Большинство детей не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил поведения по технике безопасности.

Необходимо подготовить ребенка дошкольного возраста к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Необходимо отметить, что недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей дошкольного возраста.

 

Основы безопасности жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и закономерности их проявлений, разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Различают следующие виды безопасности: экологическую, военную, технологическую, социальную, информационную, социокультурную, политическую, экономическую, региональную, коллективную, личную.

Опасность — центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Опасность определяется через угрозу жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Дети – наиболее незащищенная часть населения. Именно познавая окружающий мир, ребенок, зачастую попадает в ситуации, которые могут угрожать его жизни и здоровью.

Следовательно, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, прививать ему навыки безопасного поведения.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  1. угроза жизни;
  2. возможность нанесения ущерба здоровью;
  3. нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

По характеру воздействия на человека все опасности разделяются на вредные и травмирующие.

Вредные опасности приводят к ухудшению самочувствия человека или к заболеванию (если воздействие продолжительно). К вредным факторам относятся: воздействие токсичных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, воде, продуктах питания; недостаточность освещения; повышенная или пониженная температура воздуха; снижение содержания кислорода в воздухе помещения.

Травмирующие опасности приводят к травмам и гибели людей при однократном действии, характеризуются неожиданностью и быстротой. К травмирующим факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, действие подвижных частей различных установок и средств транспорта, падение.

Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали.

При воздействии каких-либо выше указанных или иных факторах важно быстро и правильно оказывать первую медицинскую помощь, поэтому есть необходимость в обучении населения правилам и методам её оказания.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Обучение дошкольников обеспечению безопасности их жизнедеятельности является остроактуальной педагогической задачей. Цель профилактической работы по безопасности заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Принцип наглядности имеет особенно большое значение в обучении дошкольников, так как мышление ребёнка носит наглядно-образный характер. Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которое может проводиться в форме беседы, наблюдений, игровых занятий, экскурсий, тренингов. Игровые методы и приёмы должны использоваться в каждом занятии и игре, поскольку игра — основной вид деятельности детей. Важным является практический метод. Дети с самого рождения познают мир с помощью практических действий. Естественно, в игре они так же должны совершать определённые действия, выполнять какую-то роль. Чтобы ребёнок понял суть задания, воспитатель обязан её объяснить. Поэтому вначале каждой игры даётся объяснение правил. Спортивное развлечение помогает уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Возможные направления в работе по формированию основ безопасности:

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  2. Противопожарная безопасность.
  3. Безопасность в быту.
  4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать работу с родителями (активное общение, собрания, консультации, семинары и др.). Диалог в общении эффективен, если воспитатель будет избегать противостояния, если правильно сформулирует проблему воспитания и если в итоге разработан план совместных действий по её решению. Приветствуется обсуждение возможных опасных ситуаций, что привлекает личный опыт детей, случаи из жизни. Например, опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора), опасные для пешеходов, связанные с падением, травмами.

Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Для хороших результатов в реализации этой цели, мы считаем, нужно решать следующие задачи:

  • обучить дошкольников умению распознать и оценить опасности окружающей среды;
  • привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их здоровья и жизни;
  • сплотить детский коллектив через совместное творчество.

Следует отметить, что проблема безопасности детей является значимой и злободневной в современных реалиях, а обеспечение безопасности ребенка, охрана и поддержание его физического и психического здоровья выступают приоритетными направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа в детском саду. Крайне важно начать ее вовремя. Наверстать упущенное, потом будет очень трудно. Каждая недоработка педагога, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, невнимание со стороны родителей впоследствии может обернуться бедой.

Список литературы:

  1. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2010.
  2. Бесхмельницына, Л. Ю. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в условиях детского сада / Л. Ю. Бесхмельницына, В. П. Мухина // Вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 30 ноября 2017 года. Том Часть 4. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2017. – С. 18-20. – EDN YOXEFY.
  3. Вайнер Э.Н. Стратегия и содержание здоровьесберегающего образования / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2012. – №8. – С. 33-38.
  4. Жукова О.Г. Программа «Азбука "АУ" для детей дошкольного возраста, или Как себя вести, если ты попал в беду: формирование основ безопасности жизнедеятельности» / О.Г. Жукова // Дошкольная педагогика, 2008. – №2. – С.27-30.
  5. Загудаева О.В. Правила безопасности / О.В. Загудаева // Ребенок в детском саду, 2011. – №2. – С. 66-69.
  6. Князева О. Мои помощники // Дошкольное воспитание. 2010. №2.
  7. Костина, А. В. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников / А. В. Костина // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы: сборник научных трудов, Хабаровск, 27–28 марта 2019 года. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. – С. 244-247. – EDN DZMDPX.
  8. Локтина, А. В. К проблеме формирования основ безопасности и жизнедеятельности у дошкольников / А. В. Локтина, И. В. Чикова // Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 30 сентября 2019 года. – Прага: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 95-98. – EDN DBZMWE.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год