Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
Безопасность детям
Автор: Гуменяк Ирина Борисовна   
23.10.2020 11:40

Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»

Подготовил воспитатель: Гуменяк Ирина Борисовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок» 2020 год

Детство – самый уникальный период в жизни человека, именно в этот период закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет и взрослую жизнь человека. От того, кто находится рядом с ребенком, благодаря чьей любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке он растет и развивается, зависит его взрослая и счастливая жизнь. Мы живем с вами в реальности, когда в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от роста преступности, ни от экологических катаклизмов. Именно поэтому одна из важнейших задач родителей и воспитателей, чтобы дети поняли, что свою жизнь и здоровье надо беречь и защищать, а значит знать и соблюдать правила безопасного поведения и жизнедеятельности в социуме.

 

Для современного мира актуальна проблема социальной безопасности детей – защита их от преступности и насилия. Статистика нападений на детей, говорит о том, что с каждым годом число их увеличивается. Чтобы максимально обезопасить детей, необходимо приучить детей к определенному образу жизни, причем как в привычных ситуациях: переход проезжей части, катание на велосипеде, роликах, и т. д., так и в экстремальных: при совершении над детьми насилия или иного преступления. Обучение дошкольников безопасному поведению – долг родителей и воспитателей, который надо выполнять постоянно.

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.

Познавая окружающий мир, дети часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные программы развития, воспитания и образования детей, которые призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

В работе педагог может использовать различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения: ситуации-загадки, беседы, стихи, рассказы и сказки, дидактические игры, игровое моделирование и экскурсии, иллюстративный материал, видеопрезентации и мультфильмы.

Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Примером для детей служат литературные произведения. Например, сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар» и др.

Дидактическая игра – многоплановое и сложное явление. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения, познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

Работу по формированию основ безопасности у детей необходимо проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике, за пределами дошкольного учреждения.

Как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости можно использовать мультфильмы: «Мойдодыр», «Королева зубная щётка», «Птичка тори», «Мой приятель светофор», «Зимняя сказка», «Богатырская каша», «Зарядка для хвоста», «Пожар в квартире», «Вера и Анфиса тушат пожар» и многие другие.

Для формирования навыков безопасного поведения у детей можно использовать изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке и конструировании. Ребёнок рисование соединяет с игрой. В дошкольной педагогике есть термин «игра — рисование», обозначающий состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. «Деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его

Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Большую роль играет при этом создание соответствующей предметно-развивающей среды. В группе обязательно должен быть уголок безопасности, который содержит различные наглядные и практические материалы.

Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о явлении природного электричества — грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё.

Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников — это пример окружающих ребёнка взрослых.

Правила безопасности жизнедеятельности для детей должны прививаться совместно с родителями. Родители должны всегда оценить потенциальную опасность для ребенка в том или ином месте и приложить все усилия по её снижению. Задача родителей — максимально обеспечить защиту своего ребенка дома и за его пределами, и быть готовыми оперативно отреагировать на любые возникшие проблемы. Ребенок должен знать базовые правила безопасного поведения, которые включают в себя такие подразделы, как «Я и окружающий мир», «Опасности окружающей природы», «Правила техники пожарной безопасности», «Правила поведения в коллективе», «Поведение на воде», «Безопасное поведение в доме», «Безопасность на улице». Педагогам следует проводить активную работу с родителями, чтобы они на практике закрепляли у малышей подобные знания. А также важно, чтобы взрослые не показывали своим поведением дурной пример.

Каждая мама догадывается, сколько явных и скрытых опасностей поджидает детей на улице, дома, на дороге, да и в любом другом месте. Мы не можем постоянно находиться с нашими детьми, поэтому необходимо научить их самостоятельности и элементарным правилам безопасности. Проще всего представить себе, как и при каких обстоятельствах проходит день ребенка, проанализировать, какие неприятности могут произойти, дабы их предотвратить. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности является обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящегося к каждому встречному на улице, но и оставлять этот вопрос не решенным, умалчивать об этом нельзя. Это часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным результатам.

Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. С самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год