| 
  Формирование основ безопасности жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте 
Методическая разработка 
Машарских С.В. Березовский 
Актуальность: 
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, о гибели детей в пожарах, о террористических актах с участием детей и других происшествиях мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка, например, останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. 
  
Скачать конспект 
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Если говорить ребенку ежедневно «Оглядывайся при входе в подъезд», у него тоже выработается привычка оглядываться. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому, это называется – навыки безопасного поведения. 
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части или на тушение пожара. Выработать привычку можно и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов, при проведении игр по формированию основ безопасного поведения, при чтении художественной литературы об опасных для жизни ситуациях и в других видах деятельности. 
! Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем считаю формирование основ безопасности жизнедеятельности в дошкольных учреждениях. 
Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребенка осознанной необходимостью, то и происшествий будет намного меньше. Исходя из этого, передо мной встала проблема: выработать у детей стереотип безопасного поведения в опасных для жизни ситуациях. Необходимость решения этой проблемы привела к разработке и реализации курсовой работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности. 
Курсовая разделена по четырем направлениям: 
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
 
- противопожарная безопасность;
 
- антитеррористическая защищенность;
 
- личная безопасность.
 
 
Цель: создание благоприятных условий, способствующих выработке у детей старшего дошкольного возраста стереотипа безопасного поведения. 
Задачи по направлению «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»: 
- Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
 
- Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
 
- Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях.
 
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения на дорогах.
 
- Создать условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения на дорогах.
 
 
Предполагаемый результат: 
- Дети знают правила дорожного движения и умеют находить верное решение в проблемной, опасной для жизни ситуации;
 
- У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих как участников дорожного движения.
 
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по профилактике ПДД
 
- Родители активны в вопросах профилактики ПДД.
 
 
Задачи по направлению «Противопожарная безопасность»: 
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
 
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
 
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
 
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
 
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
 
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
 
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в пожароопасных для жизни ситуациях.
 
- Создать условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ противопожарной безопасности
 
 
Предполагаемый результат: 
- Дети знают правила пожарной безопасности, могут сами найти верное решение в проблемной, опасной для жизни ситуации.
 
- У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
 
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по противопожарной безопасности.
 
- Родители педагогически грамотны по вопросам безопасного поведения в пожароопасных для жизни ситуациях.
 
 
Задачи по направлению «Антитеррористическая защищенность»: 
- Формировать навыки поведения в чрезвычайных для жизни ситуациях.
 
- Учить детей противодействовать терроризму.
 
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
 
- Создать условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
 
 
Предполагаемый результат: 
- Дети знают правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, могут с помощью взрослого найти верное решение в стандартной опасной для жизни ситуации.
 
- У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
 
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по антитеррористической защищенности.
 
- Родители педагогически грамотны по вопросам безопасного поведения в чрезвычайных для жизни ситуациях.
 
 
Задачи по направлению «Личная защищенность» 
- Дать детям представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных).
 
- Прививать практические навыки поведения детей в некоторых стандартных опасных ситуациях.
 
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по личной безопасности ребенка.
 
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в опасных для жизни ребенка ситуациях в быту, на улицах, в природе и др.
 
 
Предполагаемый результат: 
- Воспитанник соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (проезд в лифте, нахождение одного дома, общение с незнакомцами, нахождение вблизи водоемов, обнаружение опасных предметов на улице, пользование колющими, режущими предметами и др.).
 
- Воспитанник владеет некоторыми способами безопасного поведения в современной информационной среде.
 
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по личной безопасности ребенка.
 
- Родители педагогически грамотны по вопросам безопасного поведения в чрезвычайных для жизни ситуациях.
 
 
Методы исследования работы — это изучение и анализ педагогической литературы, терминологического словаря, методических пособий, интернет ресурсов по проблеме выработать у детей стереотип безопасного поведения в опасных для жизни ситуациях. Далее исследование, обобщение, вывод. 
			 |