Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»
Безопасность детям
Автор: Салимова Елена Юрьевна   
12.07.2018 15:33

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»

Салимова Елена Юрьевна воспитатель г. Сургут. 2018

Краткая аннотация проекта

Данный проект долгосрочный, практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет).

В своей основе способствует повышению качества образовательных услуг и направлен на познавательное и социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, через знакомство с основами безопасности человека в окружающей действительности.

В проекте отражена работа по реализации данного проекта с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 «Незабудка» за периоды: 2015-2016г. и 2016-2017год.

 

Скачать конспект

Основная идея проекта заключается в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность обусловлена необходимостью формирования компетентности у детей старшего дошкольного возраста в соблюдении основ собственной безопасности.

Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на реализацию основных четырех направлений безопасности: «Животные и растения», «Опасности в доме», «Опасности на улице», «Чужой».

Для каждого направления разработан комплекс мероприятий, включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации.

Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья детей дошкольного возраста, умения ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного поведения.

Обоснование необходимости проекта

В реальном мире происходят различные изменения (социальные потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, экономическая нестабильность), которые требуют от человека принятия определенных решений в конкретных ситуациях, быстрой ориентировки.

На сегодняшний день люди игнорируют определенные правила собственной безопасности, что влечет за собою неблагоприятные последствия: увечья, травмы, смерть. Поэтому важно обратить внимание людей на ценность человеческой жизни в целом.

В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что формировать основы собственной безопасности необходимо уже с дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение ребенка в окружающую действительность и его познание. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова утверждает, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.

Проблемой формирования собственной безопасности детей занимались многие педагоги. В том числе Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие. Исследования показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

Очень важно, чтобы формирование безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться в безопасном мире.

Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируются основные стороны психического и физического развития ребенка, происходит становление личности, укрепление его здоровья. В силу возраста ребенка и развития его познавательной сферы, происходит активное исследование и познание окружающей действительности, вследствие чего, возрастает риск травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно познаются окружающие предметы, явления, объекты.

Известно, что опыт, полученный ребенком в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь. В дошкольном возрасте, ребенка сопровождают взрослые. Они учат его вести себя в окружающем мире, формируют фундамент знаний об окружающем.

Благодаря любви и заботе взрослых, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его активно использовать.

Мы согласны с мнением многих педагогов, что необходимо растить детей, умеющими ориентироваться в окружающей жизни. На наш взгляд, безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение безопасно вести себя в различных ситуациях. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Ответы на эти вопросы мы попытались сформулировать в проекте: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».

Цели и задачи проекта

Основной целью педагогической работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи педагога, реализующего данный проект:

  1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
  2. Создать предметно-развивающую среду, направленную на формирование основ безопасности.
  3. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме и систематизировать методическое сопровождение проекта.
  4. Определить методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
  5. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
  6. Определить целесообразность данного проекта.

Основное содержание проекта

Работа по реализации данного проекта осуществляется по 4 тематическим блокам:

I блок — «Животные и растения»

II блок — «Чужой»

III блок — «Опасности в доме»

IV блок — «Опасности на дороге»

Задачи по реализации данных направлений:

  1. Сформировать у детей дошкольного возраста представления о безопасном поведении на улице, дома, в природе.
  2. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения;
  3. Сформировать у детей практические навыки безопасного поведения в быту, на улице, дома.
  4. Развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и причинно-зависимые связи, делать умозаключения и выводы.

Работа по реализации данных блоков планируется осуществлять в совместной деятельности воспитателя и ребенка, а также в индивидуальной работе.

Эффективность работы будет зависеть от выбранных форм и методов работы с детьми.

Основные формы работы с воспитанниками:

  • виртуальные экскурсии с использованием ИКТ, экскурсии в парковую зону, ГИБДД, пожарную часть и др.
  • индивидуальная работа по углубленному изучению правил безопасного поведения у дошкольников
  • детская проектная деятельность
  • беседы
  • развлечения.

Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

Методы работы:

Наглядный

  • Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
  • Демонстрационный материал;
  • Наблюдение;
  • Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;

Словесный

  • Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
  • Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
  • Исследование предметов, материалов, способов изготовления.

Практический

  • Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
  • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
  • Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
  • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
  • Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач в воспитательно-образовательном процессе. Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год