Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
Нравственное воспитаение
Автор: Исламова Гульшат Радисовна   
15.04.2020 10:46

Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»

Актуальность темы исследования

Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Именно с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении, необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи, и отсутствием в ДОО педагогических условий, способствующих нравственному воспитанию детей в полной мере.

 

Скачать проект

Скачать презентацию к проекту

Положительную роль в воспитании ценностного отношения к жизни у дошкольников может сыграть составление своей родословной. Поэтому это изучение рассматривается нами как актуальная проблема. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Объект исследования: Развитие ценностного отношения к жизни у старших дошкольников.

Предмет исследования: Родословная как фактор развития ценностного отношения к жизни.

Цель исследования: Разработать и апробировать проект по ознакомлению дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни.

Гипотеза исследования:

Ознакомлении дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • повышение педагогической грамотности воспитателей и родителей в развитии ценностного отношения к жизни через ознакомление детей с родословной
  • использование семейных традиций в ознакомление детей с родословной.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи работы:

  1. Определить уровень развития ценностного отношения к жизни у старших дошкольников через ознакомление с родословной.
  2. Выявить уровень ценностного отношения к жизни детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать проект по развитию ценностного отношения к жизни детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родословной.
  4. Разработать методические рекомендации педагогам ДОО и родителям по ознакомлению дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни.

Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект может быть использован в практической деятельности воспитателей для развития ценностного отношения к жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Исследованием было охвачено 15 детей экспериментальной группы, 15 детей контрольной группы, 30 родителей старшей группы, 2 воcпитателя.

Цель констатирующего этапа эксперимента — выявить уровень развития ценностного отношения к жизни у детей старшего дошкольного возраста в двух группах.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

  1. Подобрать методики для определения уровня развития у старших дошкольников.
  2. Отобрать критерии оценки уровня развития ценностного отношения к жизни через ознакомление детей с родословной

Для реализации задачи выявления представлений о своей семье были использованы 2 методики: опрос на тему «Семья» рисуночный тест «Моя семья»..

Мы использовали методики:

  1. Методика Е.К. Ривиной «Знакомим дошкольников с семьей и родословной”
  2. Диагностику кинетического рисунка семьи по C.Х. Кауфману

Каждый ответ ребенка анализировали. Для анализа ответов продумали критерии оценок:

  1. балл ставился, когда ребенок отвечал неверно или отказывался отвечать на заданный вопрос.
  2. балла ставилось, когда ребенок ответил на вопрос правильно, но не полно и смог раскрыть ответ с помощью дополнительных вопросов взрослого.
  3. балла ставилось за правильный ответ на вопрос, когда ребенок раскрывал проблему полностью, без помощи взрослого.

После анализа ответов детей, мы определили уровень представлений о семье каждого ребенка. Уровни развития разработаны на основе методики Е.К Ривиной «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» [29].

Примерная характеристика уровней знаний

Ниже среднего (низкий)

Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена. Может проявлять эмоциональную отзывчивость; имеет представления о том, что взрослым нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.

Средний

Уверенно называет свое имя, свою фамилию. Знает имена и отчества родителей. Называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын. дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать; проявляет заботу, помогает им, выполняет домашние обязанности.

Высокий

Уверенно называет свое имя и свою фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или сестра его родителей. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

Так же был проведен рисуночный тест с обеими группами «Моя семья» с целью раскрытия системы представлений о семье, ее членах. Детям было дано задание «нарисуй свою семью» без объяснения лексического значения слова «семья». Дети рисовали в спокойной обстановке и в своих рисунках изобразили свою семью так, как они себе ее представляют.

Низкий уровень представлений у тех дети, которые задание не выполнили, т.е. нарисовали рисунки на отвлеченные темы. Это значит, что они не понимают значения слова «семья» и их предпочтения с семьей не связаны.

Средний уровень представлений у тех детей, на чьих рисунках присутствовали не все члены семьи, а это значит, что ребенок не до конца осознает, что такое семья.

Если ребенок изобразил свою семью в полном составе, т.е. нарисовал всех членов семьи, у него высокий уровень, так как он понял задание «нарисуй свою семью», а также можно сделать вывод, что он осознает из кого состоит его семья и какие между ними отношения.

Сопоставительные результаты первичного обследования уровня имеющихся представлений и интереса к своей семье в констатирующем эксперименте контрольной и экспериментальной группы представим в диаграмме

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год