Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Нравственное воспитаение
Автор: Шаманаева Елена Владимировна   
13.12.2011 21:52

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом«   Моя малая родина…
У каждого человека она своя,
но для всех является той,
путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое, если не сказать все!»

В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как  милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Но как бы ни менялось современное общество воспитание  у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.


Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городомЕсли мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Ведь именно от того, каким предстанет  перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?
Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Проанализировав свои знания о городе, а также результаты диагностики педагогов, родителей и детей, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.
Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.   
Для достижения этой цели я решала следующие задачи:
- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музей, макет детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
- формировала любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Новокузнецка.
- знакомила с достопримечательностями Новокузнецка, развивала желание как можно лучше узнать свой город.
- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовала становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.
- воспитывала бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждала детей сохранять красоту города для будущих поколений.
При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, Новокузнецким кукольным  театром, школой; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу;  а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новокузнецка (с его малой Родиной).
Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней , в старшей и подготовительной группах.
Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией,  улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное  отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности  (конструирование, аппликация, рисование, лепка). 
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно». Как приятно слышать из уст ребенка:  «Это мы вместе нарисовали». Затем мы группе оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу  рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.
На этом же этапе происходит знакомство с русской  народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают сарафан, раскрашивают деревянную ложку. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой,  поют народные песни, играют в игры народного характера (Ворон, хороводная игра Дружочек, Солнышко-колоколнышко, Ах -вы сени); исценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор…).
В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем микрорайоне.
• Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним.
• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.
На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же    знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».
В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.
На занятия по ознакомлению с природой Новокузнецка дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии.  В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.
Целесообразно вместе с родителями тематические вечера (о поэтах родного края с чтением их стихов), викторины «Знатоки Новокузнецка»,  развлечения «Мама, папа, я – дружная семья», «На завалинке», досуг основанные на фольклоре.
Работа по воспитанию патриотизма становится более  эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
В работе с детьми  подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, была поставлена задача сформировать у них более точные  и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России.
Большую помощь оказали  опять-таки родители в оформлении мини-музея «Наша Родина - Россия». Мини-музей привлекает ребенка к данной теме своей  доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.
В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком.  На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях нашего города. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс ….., не маловажным  является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает  рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед…, формирующееся у них отношение к окружающему , воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей  явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

 

Воспитатель: Шаманаева Елена Владимировна
Кемеровская обл. г.Новокузнецк
МБДОУ «Детский сад №250»

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год