Специфика использования православного компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста в условиях советского и современного миропорядка. |
Нравственное воспитание | |
Автор: Петрухина Елена Викторовна | |
18.08.2025 22:40 | |
Е. В. Петрухина, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N126" г. Курск В статье рассматривается как менялась специфика использования православного компонента в советское и настоящее время в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Ключевые слова: Библия, православный компонент, духовно-нравственное формирование, вера, атеизм, православная культура, православие, советское общество, современное общество, дети дошкольного возраста. Актуальность: Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности ребенка, возрождение интереса к православным традициям. Цель: Анализ особенностей использования православного компонента в воспитании детей дошкольного возраста в СССР и современной России, с фокусом на праздники. Задачи:
Православный компонент дошкольного образования — это элемент системы непрерывного православного воспитания, который реализуется через внедрение в образовательную программу и представляет собой совокупность требований, обязательных при её реализации. [https: //eorok. ru/images/PDF_documents_EOROiK/DOCUMETY_S_SINOD_SAYTA/PRAV_KOMPONENT_2021/4. pdf] Он направлен на духовно-нравственное, социальное, личностное и психологическое развитие детей, содействует формированию соответствующей развивающей среды, православного уклада жизни в детском саду. Духовно-нравственное формирование человека — это самая важная и самая трудная педагогическая задача. Для ее реализации мы обращаемся к детской Библии, учебно-методическому пособию «Мир прекрасное творение» (3-7лет) автор Л. П. Гладких, митрополит Зиновий, О. С. Ильина, В.М. Меньшиков- создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы[https: //radost33. ru/f/dopprogramma_mir-prekrasnoe_tvorenie. pdf]и «Купелька» (6-8 лет). Детская программа «Купелька» создавалась как совместный проект отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии и телерадиокомпании «Сейм» — нацелена на развитие традиционной духовной культуры как системы связей и отношений, основанную на христианских ценностях. [https: //pravgim46. ru/kupelka/]. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленноорганизованного систематического формирования духовно-нравственной сферы, качеств ихарактеристик человека, его мировоззрения, конструктивных позитивных отношений с миром, людьми и собою. Духовно-нравственная сфера – это важная, базовая сфера человека. И как любая другаясфера человека она формируется и развивается в процессе бессознательно или сознательно осуществляемого воспитания. Поэтому важно организовать систему воспитания, которая учит ребёнка видеть добро и зло; и учит как надо правильно действовать, уклоняясь от зла и творя добро, в полном соответствии со словами «уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним» [1, Пс. 33, 16]. Православный компонент в духовно-нравственном воспитании Православие, как одна из ведущих религий в России, играет значительную роль в формировании духовных и нравственных основ. Воспитание детей в духе православия предполагает не только передачу религиозных знаний, но и формирование у детей таких качеств, как доброта, сострадание, честность и уважение к другим. Основные элементы православного воспитания включают:
Духовно-нравственное воспитание детей – задача, актуальная во все времена. Однако специфика её решения кардинально менялась в зависимости от идеологического контекста. Рассмотрим использование православного компонента в воспитании дошкольников в условиях советского и современного миропорядка, особое внимание уделяя православным праздникам. Советский период (1917-1991 гг.): подполье и скрытая передача традиций. В советское время православие подвергалось активному гонению. Религиозное воспитание детей было практически запрещено, а проявления веры карались. Поэтому использование православного компонента в воспитании дошкольников происходило в основном подпольно, в семьях верующих. Передача традиций осуществлялась скрытно, Передача традиций осуществлялась скрытно, используемые в измененном, приспособленном к советской реальности виде. Неформальное обучение: Бабушки и дедушки могли рассказывать детям о библейских историях, православных праздниках, молитвах – часто в форме сказок и притч, избегая явной религиозной терминологии. Фокус был на нравственных уроках, взятых из библейских сюжетов (добро и зло, милосердие, прощение). Символические практики: Использование народных традиций, связанных с православными праздниками (например, украшение пасхальных яиц, выпечка куличей), могло нести в себе скрытый религиозный подтекст, доступный для понимания верующих. Фокус на этических аспектах: Вместо прямого религиозного учения, акцент делался на моральных ценностях, совпадающих с православными принципами, таких как любовь, уважение к старшим, трудолюбие, честность. Православные праздники отмечались тихо, в узком семейном кругу. Детям рассказывали о них, опуская или изменяя сбогословские аспекты, концентрируясь на этических моментах: милосердие (Рождество), прощение (Прощеное воскресенье), терпение и сострадание (Страстная седмица). Иконы и церковные книги хранились тайно. Знание о праздниках часто ограничивалось народными обычаями, связанными с ними (колядки вместо христославия на Рождество, на Пасху посещали кладбища, так как многие Храмы были закрыты. Церковь, кстати, всегда предостерегала от посещения кладбищ на Воскресение Христово. Согласно уставу, это запрещено. Однако в советское время люди пользовались любой возможностью, чтобы хоть как-то отметить главный христианский праздник. Красили яйца в луковой шелухе, пекли куличи. На Благовещение любой труд был под запретом). Таким образом, религиозное воспитание носило фрагментарный и несистематический характер. Современный период (с 1991 г. по настоящее время): возрождение и новые вызовы. После распада СССР ситуация изменилась радикально. Православие возродилось. Возникла возможность для открытого религиозного образования и появилась возможность включать православный компонент в духовно-нравственное воспитание детей, но и тут есть свои нюансы: Появились воскресные школы, православные детские сады, в государственных детских садах начали знакомство с православными традициями в рамках дополнительных занятий и мероприятий, образовательные программы, позволяющие детям системно изучать основы православной веры. Существует множество подходов к религиозному воспитанию детей, от традиционных (осторожное знакомства с религиозными мотивами в сказках и песнях) до более современных и адаптированных к восприятию ребенка. Россия – многоконфессиональное государство, и необходимо учитывать интересы представителей других религий, избегая религиозной дискриминации. Православный компонент должен представляться в контексте общечеловеческих ценностей. Детям приходится сталкиваться с влиянием различных культур и мировоззрений, что требует от педагогов и родителей умения противостоять информационной перегрузке и дезинформации. Современные дети имеют доступ к огромному количеству информации, включая различные интерпретации православных традиций, что требует особого подхода к отбору материала. Современные методики часто делают акцент на живом опыте, игровой деятельности, творчестве, а не только на запоминании догматов. Важен подход, ориентированный на диалог, понимание и вопросы ребёнка, а не на навязывание взрослых убеждений. Отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов, способных проводить духовно-нравственное воспитание детей с учетом православных традиций. Сохранение баланса между религиозным воспитанием и светским образованием: Необходимо соблюдать конституционное разделение церкви и государства, избегая навязывания религиозных убеждений. Специфика использования православного компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста претерпела значительные изменения с советского периода до современности. Если в советское время православное воспитание было ограничено семейным кругом и скрытыми практиками, то сегодня наблюдается возрождение интереса к православным ценностям, и оно интегрировано в образовательную систему и общественную жизнь. Современный подход характеризуется открытостью, разнообразием методов и форм, а также стремлением к гармоничному сочетанию религиозных и светских элементов в воспитании. При этом основная цель – формирование нравственной личности – остается неизменной, адаптируясь к новым социальным и культурным условиям. Важно продолжать развивать этот компонент, учитывая современные вызовы и потребности общества, чтобы формировать у детей устойчивые нравственные ориентиры и духовные ценности. Так как современные методики часто делают акцент на живом опыте и учебно-методическому пособие «Мир прекрасное творение» за основу событийно-содержательной линии программы берет православный церковный календарь, лучше всего показать его детям рассказывая о православных праздниках. Так же вовлекая родителей, чтобы обеспечить единое воспитательное пространство и поддержку в реализации целей. Важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его возрастные особенности и интересы. В современном контексте православные праздники представляют ценный ресурс для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Важно представлять их не как просто дни отдыха, а как события, несущие глубокий нравственный смысл. Знакомство детей дошкольного возраста с православными праздниками должно быть доступным, наглядным и интересным. Главный акцент делается не на догматическом изложении, а на нравственныхаспектах и духовном содержании. Важно использовать доступные для понимания детей формы: сказки, стихи, песни, игры, иллюстрации, поделки, мультфильмы, телепередачу. Целью не должно быть заучивание догм, а формирование позитивных нравственных качеств, понимание основных библейских историй, воспитание любви к Богу и ближним. Так же подчеркивать связь православных праздников с природными циклами (Пасха – весна, Рождество – зима, Троица – лето, Покров Пресвятой Богородицы — осень). Самое главное – иллюстрировать нравственные уроки праздников на примерах из жизни детей, тогда рассказ более запомниться. Например, рассказывая о Рождестве Христовеможно рассказать детям о любви, сострадании, милосердии, рождении новой жизни, можно посмотреть рождественский вертеп, послушать песнопения, сделать поделки, посмотреть рождественские мультфильмы, поделиться фотографиями. Мультфильмы можно найти на сайте [https: //azbyka. ru/video/rozhdestvo-xristovo-multfilm/], на телеканале Союз. Рождество Христово – значимый христианский праздник, несущий в себе глубокий духовно-нравственный потенциал, который может быть использован в воспитании дошкольников. Праздник любви, рождения Спасителя, пришедшего в мир, чтобы нести людям добро. Дети могут быть вовлечены в добрые дела: изготовление подарков для нуждающихся, помощь старшим, участие в благотворительных акциях. Истории о добрых поступках, проявление заботы и сочувствия – важные элементы воспитания. В этот период можно акцентировать внимание на ценности семейных отношений, любви и взаимопомощи между членами семьи и друзьями. Учитывать индивидуальные особенности и вероисповедание детей и их семей. Так же очень важно учесть важный момент в праздновании Рождества Христова. В советское время православные праздники подвергались активной борьбе со стороны государства, и больше использовались народные традиции. Так на праздник Рождества Христова до сих пор перепутаны песнопения и колядки. Праздник по православным канунам Праздник по народным традициям Масленица — правильно организованное знакомство с этим праздником позволяет заложить важные основы нравственного развития. Традиционный семейный праздник. Рассказы о том, как праздновали Масленицу родители и бабушки-дедушки, передача семейных рецептов блинов, совместное изготовление поделок – все это укрепляет семейные узы и чувство причастности к истории своей семьи. Это время угощения блином. Обсуждение важности гостеприимства, радость от угощения других и принятия гостей способствуют развитию таких качеств, как доброта, отзывчивость и щедрость. Масленица символизирует прощание с зимой и встречу весны – обновление природы и пробуждение жизни. Так же есть переплетение православных и народных традиций. Пасха – о победе добра над злом, о надежде, о вечной жизни. Так же можно рассказать сказку о Воскресении Христовом, раскрасить яйца, слепить куличики, поговорить о радости, добре, прощении. Один из праздников, где православные традиции совпадают с народными. Использование православного компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста претерпело значительные изменения от тайных семейных практик советского периода до более открытой и систематизированной работы в современном обществе. Однако во все времена остается главным задача – воспитание добрых, сострадательных и нравственных людей, способных к самопознанию и самосовершенствованию. Использование православных праздников как важнейшего инструмента этого воспитания должно быть основано на понимании религиозных традиций, возрастных особенностей детей, в гармонии с принципами толерантности и уважения к другим конфессиям, контекста современного общества, обеспечивающего свободу вероисповедания. Правильный баланс между передачей религиозных знаний и формированием нравственных качеств является ключом к успеху этого сложного и отвествен-ного процесса. Главное помнить мы не навязываем детям веру, а помогаем им понять и принять основные нравственные принципы. Литература и источники:
|