ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Нравственное воспитание | |
Автор: Пугина Наталья Валентиновна | |
13.10.2025 06:35 | |
Пугина Н.В. г. Шадринск, Россия В статье раскрываются методы и приёмы воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в процессе взаимодействия педагога и ребёнка через разные виды деятельности. Ключевые слова: нравственные качества, игра, этические беседы, нравственное поведение. Нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и реализации в конкретном обществе. Нравственное развитие дошкольника является стратегической линией развития личности в целом. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию обусловлена и тем, что оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. В дошкольной педагогике этой проблеме посвящены исследования Л.В. Артемовой,А.М.Виноградовой,В.А.Горбачёвой,Л.П. Князевой, С. А. Козловой, В. К. Котырло, Л.И. Божочич, В.Г. Нечаевой и многих других. Нравственное развитие ребёнка понимается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регулятором поведения дошкольника. В работах Л.И. Божович есть идея роли образца нравственного поведения, когда личность стремится соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых. Она рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации: дети могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву. Это возможно, ибо нравственные чувства проявляют большую побудительную силу, чем другие мотивы. Так, дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки сверстников только как плохие или хорошие, то шести-семилетние дети способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Появление этой потребности происходит благодаря выполнению требуемых норм поведения, которые воспринимаются как обязательные условия для получения одобрения со стороны взрослых, для тех взаимоотношений, в которых дошкольник испытывает эту потребность.
На четвёртом – пятом году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и детском саду. В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Так, например, стараемся заботиться не только о четкой организации уклада жизни нашей группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучаем их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке. С детьми старшего дошкольного возраста для воспитания нравственных качеств используем в работе беседы, в том числе этические; просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков; чтение произведений детской художественной литературы; рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий, используем проблемные ситуации. Используя такой метод, как беседа, побуждаем детей думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, даём ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. Читаем и анализируем художественные произведения, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница» и др. Считаем, что литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Известно, чтоигра в дошкольном возрасте является наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом. Содержание игры должно быть нравственным в том смысле, что в ней отражаются наблюдения за событиями общественной жизни, отношениями людей. Наша задача, внимательно наблюдая за детьми в играх, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование правильных, гуманных отношений. Для этого, прежде всего надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. Маленькие «командиры» незаменимые выдумщики и организаторы игр, должны быть в каждой группе, без них игра не состоится. Но необходимо следить, чтобы эти дети не подавляли инициативы других, считались с играющими. Их успехи надо оценивать, возможно, более сдержанно и редко, но особо отмечать проявления с их стороны чуткости к товарищам. Полезно такого дошкольника включить в игровую группу, в которой есть товарищи более сильные и ловкие. Того, кого сейчас в группе почему-то не любят, с кем не хотят играть, включаем в «нейтральную» группу, без ярко выраженных симпатий; там его скорее принимают в игру, он испытает радость от того, что его приняли. Целесообразно находить для каждого ребёнка такую играющую группу, которая оказывала бы на него положительное влияние. Тогда игра станет действенным средством нравственного воспитания детей, будет способствовать установлению правильных товарищеских отношений между ними. Можно использовать такие игры и упражнения для воспитания нравственных качеств старших дошкольников:
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях ( «Разговор по телефону», «Как нам быть?», «Как с тобой разговаривают» и др.). Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Обращаем внимание на соблюдение некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников:
Большую роль в воспитании нравственных качеств у старших дошкольников играет родной язык. Обучение правильной, красивой, культурной речи способствует нравственному и речевому развитию воспитанника. С этой целью расширяем у детей круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы. Таким образом, воспитание нравственных качеств у старших дошкольников осуществляется в процессе деятельности педагога и ребёнка, при единстве требований воспитателей и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Методы и приемы, используемые педагогами, помогают осознанию детьми правил культуры поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию нравственных качеств дошкольника. Список литературы:
|