Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: путь к сердцу маленького гражданина
Нравственное воспитание
Автор: Темирова-Скороходова Ольга Александровна   
15.05.2025 11:32

Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: путь к сердцу маленького гражданинаНравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: путь к сердцу маленького гражданина

Темирова-Скороходова Ольга Александровна Педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» Нижегородская область, г.о. г. Выкса

В современном обществе проблема патриотического воспитания подрастающего поколения занимает одно из приоритетных мест. Особенно актуальной она становится при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти дети, несмотря на свои особенности, так же, как и все, нуждаются в любви, внимании, понимании и в поддержке в формировании нравственно-патриотических чувств. Это важно не только для успешной адаптации в обществе, но и для полноценного личностного развития, приобщения к культуре, истории и традициям родного края.

От истоков – к гражданской зрелости

Патриотизм начинается с малого: с теплого отношения к семье, к близким людям, к дому, улице, на которой ребенок живет. Для дошкольника Родина – это, в первую очередь, мама и папа, бабушка и дедушка, детский сад, любимая игрушка, знакомый пейзаж за окном. Именно через эти простые и понятные образы начинается воспитание чувства сопричастности к родной земле.

Дошкольный возраст – время, когда в ребенке формируются основы личности, закладываются нравственные ориентиры, развиваются эмоциональная отзывчивость, доброта, стремление к справедливости. Дети с ОВЗ особенно восприимчивы к доброму слову, вниманию, совместной деятельности с взрослыми. Это создает благоприятную почву для развития у них патриотических чувств.

 

Роль семьи и педагогов: единство в подходе

Успех нравственно-патриотического воспитания невозможен без тесного взаимодействия с родителями. Родители – первые и главные воспитатели, и именно они закладывают основы любви к Родине через семейные традиции, рассказы о предках, совместные игры и досуг. Поэтому педагоги должны строить воспитательную работу на основе сотрудничества, вовлекая семью в различные мероприятия, акции, творческие проекты.

В рамках такой работы в детском саду можно организовать семейные выставки рисунков, поделок, фотоколлажей, посвященных родному городу, семье, праздникам, значимым историческим событиям. Через такие формы ребенок ощущает сопричастность к общему делу, гордость за свою семью и свою страну.

Особенности воспитательной работы с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе. Абстрактные понятия, такие как «патриотизм», «гражданский долг», «наследие», могут быть непонятны. Поэтому воспитание должно вестись через наглядность, опыт, игру, практическую деятельность. Использование сенсорных материалов, дидактических и настольных игр, участие в сюжетно-ролевых играх, экскурсии, просмотр и обсуждение иллюстраций, фотографий, видеофильмов – всё это позволяет детям глубже понять и прочувствовать смысл происходящего.

В группе может быть оформлен центр патриотического воспитания «Наша Родина», где дети смогут знакомиться с флагом страны, ее столицей, картами, иллюстрациями природы и городов России, народными промыслами, традиционной одеждой. Работа с такими материалами развивает образное мышление, формирует познавательный интерес, позволяет детям осознать себя частью большого мира.

Особое значение имеют мини-музеи – например, «Военная техника», «Русский быт», «Семейные традиции». Возможность потрогать экспонаты, поиграть с предметами, послушать рассказы взрослых делает информацию доступной и запоминающейся.

Значение игры в воспитательном процессе

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Она – ключ к сердцу ребенка. Через игру ребенок познает мир, усваивает социальные нормы, примеряет на себя разные роли. Сюжетно-ролевые игры, в которых участвуют и взрослые, становятся не только средством обучения, но и способом установления доверительных отношений между ребенком и взрослым.

Игры, направленные на формирование представлений о родной стране, профессиях, истории, культуре – важный инструмент патриотического воспитания. Особенно эффективно, если воспитатели и родители играют вместе с детьми, создавая атмосферу поддержки, интереса и сотворчества.

Приобщение к труду – как путь к уважению

Одним из важнейших условий нравственно-патриотического воспитания является трудовая деятельность. Знакомя детей с трудом взрослых, мы формируем уважение к разным профессиям, понимание значимости труда, стремление быть полезным. Даже простые трудовые поручения в группе – помощь в поливе цветов, уборке игрушек, подготовке к занятию – придают ребенку ощущение ответственности и участия в общем деле.

Включение в совместные с родителями мероприятия (посадки деревьев, уборка территории, участие в акциях) позволяет детям почувствовать, что они делают важное дело, нужное не только им, но и окружающим.

Патриотизм – не абстракция, а чувство

Важно помнить, что патриотизм – это не лозунги и не формальные знания. Это внутреннее чувство, которое рождается в сердце ребенка тогда, когда он чувствует любовь, защиту, значимость того, что его окружает. Поэтому задача педагога – создать такую среду, где ребенок с ОВЗ сможет прочувствовать себя частью коллектива, семьи, Родины.

Создание теплой, доброжелательной атмосферы, насыщенной совместной деятельностью, праздниками, экскурсиями, творчеством – это основа успешной воспитательной работы. Важно, чтобы каждый день был наполнен маленькими открытиями, радостью общения, уверенностью в своих силах и гордостью за свою страну.

Заключение

Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это не просто направление педагогической работы. Это системный процесс, направленный на формирование полноценной личности, чувствующей свою сопричастность к культуре, истории и традициям своего народа.

Только общими усилиями семьи, педагогов, общества можно создать условия, при которых каждый ребенок, независимо от своих возможностей, сможет почувствовать себя важным, нужным, любимым гражданином своей страны. И если это удается – значит, фундамент для воспитания настоящего патриота заложен правильно.

Список литературы:

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Алексеева, О., Петропавловская, Л. Задания для маленьких патриотов // Ребенок в детском саду. – 2010. — № 2. – С. 39-42.
  3. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Аркти, 2010. – 203 с.
  4. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 17 (379) выйдет
13 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год