ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ |
Нравственное воспитание | |
Автор: Дремучева Татьяна Анатольевна | |
27.04.2025 21:38 | |
Дремучёва Т.А., воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель Белгородской области Посвятив профессии педагог, почти два десятилетия, хотим озвучить свою точку зрения о духовно-нравственном формировании личности в современном российском образовании. Молодежь 90-ых повзрослела. При этом она, получила свой заряд искаженных жизненных ценностей и идеалов, при отсутствии духовно-нравственного воспитания, приглушенного чувства патриотизма и уничижения религии. А те нравственные ценности, которые еще тусклым огонечком светились в их, не окрепших душах, остались подвержены сомнениям. Педагогу необходимо донести до наших граждан, особенно молодежи, знания о том, что информационная война велась с древнейших времен, и сегодня важно иметь представление о методах и приемах информационных агрессий, опыт которых накоплен на протяжении столетий. Это позволит выработать определенные защитные алгоритмы. Не зря же говорят, новое — хорошо забытое старое. Приобщение к общечеловеческим, духовным ценностям, имеет особую значимость для педагогов дошкольных учреждений, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о культурных ценностях, накапливается опыт, от которого во многом зависит его последующее развитие, закладываются основы общей культуры (Н. А. Ветлугина, А. И. Катинене, Т. С. Комарова, О. П. Радынова, Р. А. Чумичева и др.).
На современном этапе развития общества воспитание духовно богатой личности, способной ценить, сохранять традиции и творчески усваивать ценности культуры является одной из главных задач. В исследованиях последних лет особое внимание уделяется развитию нравственной, эстетической, художественной культуры педагога дошкольного образования. Предлагаются различные пути совершенствования содержания и методов развития, формирования их готовности к работе с детьми дошкольного возраста (А. В. Антонова, С. В. Громакова, Е. А. Дубровская, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, В. В. Маркова, Т. Н. Таранова). Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы, Интернет, направленные только на развлекательность, а также современная семья, которая, как правило, не обеспечивает эстетического развития ребёнка — все это способствует неправильному восприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре и народным традициям. Воспитание детей дошкольных образовательных учреждений на традициях русской культуры — одно из направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка образовательного процесса на основе ознакомления детей с русскими семейно-бытовыми, музыкально-культурными традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих дошкольных учреждениях России. Такой интерес объясняется следующими причинами: без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия — многонациональное государство. Если ребенок не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура и религия другого народа [1]. Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры. В народных традициях, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей [2]. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Зная музыкальные традиции, их особенности, через фольклорное воспитание педагог дошкольных образовательных учреждений может использовать их в своей практической деятельности. Большое значение в развитии культурных традиций имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Слушание исторических, военных песен, легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомство с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества [3]. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат, может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком единого образовательного пространства, и, одновременно, условием его создания является определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников. Анализ ситуации в дошкольном образовательном учреждении показывает, что методы работы, знания, умения, навыки, сформировавшиеся у части педагогов, становятся недостаточными для творческой работы. В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Следовательно, требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Профессионально — педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. Развитие профессионального уровня воспитателя важный аспект каждого дошкольного учреждения. Современный воспитатель должен быть ориентирован на развитие личности ребенка, поэтому сам он должен быть творческой личностью. Создание традиций — это долговременный процесс, требующий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим. Какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение, стремление объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Познавая и принимая ценности традиций, воспитатель может сформировать интерес ребенка к истокам народной культуры, воспитать у него патриотические качества, обогатить опыт. Список использованной литературы:
|