Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация духовно-нравственного направления программы воспитания через организацию волонтёрской деятельности с детьми при поддержке родителей
Нравственное воспитание
Автор: Борисенко И.В., Валеева Э.А.   
03.01.2025 20:53

Реализация духовно-нравственного направления программы воспитания через организацию волонтёрской деятельности с детьми при поддержке родителейРеализация духовно-нравственного направления программы воспитания через организацию волонтёрской деятельности с детьми при поддержке родителей

Вопросы духовно-нравственного воспитания всегда были в центре внимания многих педагогов и учёных, особенно тех, кто занимался проблемами педагогики и психологии. Можно выделить несколько известных педагогов и учёных, чьи труды оказали влияние на развитие идей о важности духовно-нравственного воспитания и роли семьи в этом процессе.

К.Д. Ушинский считал, что образование должно быть направлено не только на интеллектуальное развитие, но и на формирование нравственных качеств у детей. Он подчёркивал важность воспитания любви к Родине, уважения к труду и развития чувства долга перед обществом.

В.А. Сухомлинский утверждал, что духовное и нравственное воспитание должны начинаться с детства, и особое внимание уделял развитию моральных ценностей, таких как честность, доброта и уважение к другим людям. Придавал большое значение роли семьи в процессе воспитания. Нравственное воспитание рассматривал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра.

 

Скачать конспект

Однако конкретные исследования, посвящённые именно организации волонтёрской деятельности с детьми при поддержке родителей, стали актуальными относительно недавно, в контексте современных подходов к воспитанию.

В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" 2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно — политической жизни страны и государственной деятельности. Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности, в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

В связи с актуальностью данной проблемы в пункт 4 части 1 статьи 48 ФЗ «Об образовании в РФ» 25. 12. 2023г. внесли изменения в обязанность педагогических работников «.... формировать ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности....»

При этом, в соответствии с ФОП ДО, только в подготовительной группе педагог знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтёрства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения, предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населённом пункте. Таким образом, новизна нашей практики заключается в привлечении детей к участию в волонтерской деятельности с младшего дошкольного возраста.

Целью нашей работы является реализация духовно-нравственного направления программы воспитания посредством создания волонтерского движения в детском саду через добровольное объединение родителей, педагогов и детей.

Задачи:

  • расширить представления о волонтерском движении у детей педагогов и родителей;
  • дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  • сформировать инициативную группу педагогов и родителей для дальнейшей совместной деятельности;
  • разработать методические материалы по результатам волонтерского движения в детском саду;
  • обобщить и распространить опыт работы.

Для организации волонтёрского движения в работе с детьми в условиях детского сада мы выделили 3 этапа.

1 этап. Подготовительный.

На этом этапе был изучен опыт работы по организации волонтёрского движения в образовательных организациях, сформулированы цель и задачи волонтерского движения.

С родителями было проведено анкетирование «Нужно ли волонтёрское движение в саду». Далее с представителями Совета родителей был проведён круглый стол «Организация волонтёрского движения в дошкольном учреждении». В результате совместной работы с родителями был проведён анализ ресурсов и возможностей, были определены приоритетные направления волонтёрской деятельности (соответствующие возможностям участников), разработаны проекты символики (флаг, логотип). С детьми проводилась работа по формированию представлений о волонтёре, волонтёрском движении через беседы, просмотр видео- презентаций, чтение художественной литературы.

Педагогами было разработано перспективное планирование волонтёрского движения в детском саду, представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей и задач программы воспитания; для детей были подготовлены «личные книжки волонтёра».

2 этап. Практический.

Реализация мероприятий по направлениям волонтерского движения согласно перспективному плану работы. Направления:

Бытовое волонтёрство. Цель — формирование у воспитанников навыков самообслуживания, ответственности и взаимопомощи. Мероприятия:

еженедельные уборки групповых комнат и игровых площадок, посещение старшими дошкольниками групп малышей с целью обучения детей простым бытовым действиям, таким как уборка игрушек, помощь в сервировке стола, уход за своими вещами и окружающими предметами, уход за комнатными растениями; оказание посильной помощи взрослым дома.

Социальное волонтёрство. Целью является воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию страны, развитие у детей чувства сострадания и готовности помогать другим людям. Мероприятия: помощь одиноким ветеранам, детям, изготовление поделок и открыток для ветеранов и детей – сирот, активное участие в социально значимых акциях патриотической направленности, например, «Окна Победы», «День России»«Бессмертный полк». Привлечение родителей в проведении утренников для детей.

Экологическое волонтёрство. Цель — воспитание бережного отношения к природе, развитие экологической культуры. Мероприятия: проведение трудового десанта на территории детского сада, озеленение территории, посещение приюта для животных, уход за питомцами; участие в экологических акциях «День Земли», «Ёлочка, живи!», «Покормите птиц зимой» и др.; проведение экологических занятий совместно с родителями.

Волонтёрское движение за здоровый образ жизни и спорт. Целью является пропаганда здорового образа жизни, развитие физических навыков и укрепления здоровья, формирование положительных привычек, связанных с правильным питанием, воспитание интереса к спорту и активному отдыху.

Мероприятия: Дни здоровья с участием специалистов по физической культуре и спорту, «Зарядка с чемпионом» (спортсмены или тренеры приходят в детский сад и проводят утреннюю зарядку вместе с детьми), «Личная гигиена — залог здоровья!» (занятия, с привлечением родителей — медицинских специалистов), создание книги «Семейные рецепты здорового питания», проведение спортивных праздников, соревнований и др.

Медиаволонтёрство. Цель заключается в создании и распространении качественного образовательного и развлекательного контента, который способствует всестороннему развитию детей, улучшает коммуникацию между педагогами, родителями и детьми, а также укрепляет положительный имидж дошкольного учреждения. Мероприятия: написание статей, постов в соцсетях, съёмка и монтаж видеороликов, мультфильмов, изготовление информационных плакатов, буклетов, рисунков. 

3 этап. Подведение итогов.

В конце учебного года проводится анализ выполненной работы в соответствии с перспективным планированием, чествование достижений добровольцев и вручение дипломов.

Таким образом, считаем, что волонтёрское движение в детском саду оказывает значительное влияние на воспитание детей, способствуя развитию их социальных навыков и формированию нравственных качеств. Программа воспитания, реализуемая в детском саду, включает в себя множество аспектов, таких как уважение к другим, забота о ближних, ответственность и готовность прийти на помощь. Волонтёрская деятельность помогает детям освоить эти важные жизненные принципы на практике, делая их частью повседневной жизни.

Через участие в волонтёрских проектах дети учатся работать в команде, взаимодействовать с разными возрастными группами, заботиться об окружающих и проявлять инициативу. Всё это закладывает фундамент для дальнейшего личностного роста и успешного социального взаимодействия в будущем.

Логотип волонтёрского движения Видеоролик «Живое озеро»

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ | ст. 48
  2. Мостафина Т.В., Щукина И.П., Кармалит Ю.П. – [электронный ресурс] – режим доступа: Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтеры» в условиях дошкольного учреждения» https: //dou-2snk. ru/documents/innovat_metodm. pdf
  3. Тихонова, Э. В. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка / Э. В. Тихонова, А. А. Блинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — No 13 (147). — С. 607-609. — URL: https: //moluch. ru/archive/147/41380/ (дата обращения: 28. 12. 2024).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год