Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы и методы развития у младшего дошкольника умения оценивать поступки свои и других людей
Нравственное воспитание
Автор: Сагалакова Наталья Александровна Кыштымова Наталья Владимировна   
21.10.2023 22:42

Формы и методы развития у младшего дошкольника умения оценивать поступки свои и других людейФормы и методы развития у младшего дошкольника умения оценивать поступки свои и других людей

  • Сагалакова Наталья Александровна
  • Кыштымова Наталья Владимировна

Воспитатели МБДОУ Д/С «Машенька»

На сегодняшний день, понятия поступка, такие, как «совесть», «честь», «справедливость» приобретают несколько иной оттенок, чем несколько лет назад. В современной жизни к усилению вариативности моральных норм приводят развитие информационныхтехнологий, ускоренный темп жизни, социальное расслоение общества, переход к рыночным отношениям, моральная переоценка ценностей. Все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Как известно, нравственная оценка поведения это форма констатации степени соответствия поступка, поведения того или иного человека, группы людей требованиям морали общества и самой оценивающей личности, выступающей их представителем. Такая оценка поведения людей, отдельных социальных групп есть проявление активного отношения личности к окружающему, важная форма определения своей позиции в обществе. Это обусловливает актуальность развития у подрастающего поколения умения оценивать поступки свои и других людей.

Исследование проблемы формирования умения оценки поступков у младших школьников в общеобразовательном учреждении является потребностью современного общества в совершенствовании нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

Вопросы о необходимости развития у каждого человека умения и потребности оценивать с позиций высокой нравственности поведение свое и окружающих, руководствоваться этими оценками в жизни поднимались в исследованиях Р.Г. Амосова, Б.Г. Ананьева, Н.В. Бекузаровой, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, Т.В. Гусевой и др.

Нравственная сфера ребенка наиболее интенсивно формируется и развивается в ситуациях самостоятельного выбора вариантов поведения. Ряд авторов справедливо отмечает, что «где нет выбора – нет и не может бытьнравственности».

Готовность к осуществлению свободного морального выбора поступка является важным показателем успешности нравственного воспитания школьников.

Для разрешения противоречия, между представлением ребенка о себе как о хорошем и необходимостью дать отрицательную оценку своемупоступку, не соответствующему социальнымнравственным нормам, педагогу важно создавать условия для развития у дошкольникаумений выделять нравственное содержаниепоступков, видеть ситуацию с разных позиций. В этой связи, определяются следующие виды деятельности и взаимодействия старших дошкольников: обретение и осознание моральных норм; активное участие и организация мероприятий, способствующих формированию норм нравственного поведения, приобретению опыта межличностного взаимодействия в коллективе на основе взаимоуважения; дифференциация положительных и негативных поступков. Данные виды деятельности страшихдошкольников предполагают целенаправленную и педагогически организованную деятельность педагога с использованием различных форм и методов проектирования образовательно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей детей, их социального статуса.

Одним из основных показателей нравственно-этической ориентации является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Наименьшей единицей (действием) поведения является поступок. Поступок — единичный акт поведения, действие: сознательно и свободно мотивированное, имеющее для кого-либо значение (ценность), и потому возбуждающее определенное отношение (оценка).

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели.

Старший дошкольный возраст характеризуется, прежде всего, тем, что ребенок занимает новое социально-значимое положение, окрашенное новым отношением взрослых. Ребенок включается в систему общественных отношений, которая предъявляет ему требования к становлению целого ряда компетенций в моральных вопросах и создает условия для ее формирования. Именно общество предъявляет ребенку ожидания в отношении его моральной компетентности как компонента гражданской идентичности личности.

Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти».

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. В данном возрасте формируются умения анализировать, сопоставлять, синтезировать, вычленять лишнее и оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, рассчитывать свои действия, выражать личную инициативу и понимать ее следствия. К психическим новообразованиям относятся внутренняя позиция дошкольника, утрата детской непосредственности.

Основной психологической возрастной особенностью старшего дошкольного возраста считается способность к усвоению нравственных правил и моральных норм. Следует учитывать восприимчивость в целом, в том числе к освоению как положительного, так и негативного опыта поведения. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Основная задача в работе с детьми старшего дошкольного возраста: создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

У старших дошкольников мы использовали формы и методы, такие как этическая беседа, игровая программа, ролевая игра, просмотр учебных мультфильмов, наблюдение за игрой в свободной деятельности и обсуждение проигранных поступков, поведение разных людей с порой на жизненный опыт старшего дошкольного возраста. Использовали данные ситуации для того, чтобы дошкольники умели обосновать свою точку зрения, так как считаем, что это умение поможет детям поступать правильно в ситуациях морального выбора, принимать решения в нестандартных ситуациях, формирует нравственные качества, самосознание, самооценку.

Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: уч. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Деловая книга, 2011. – 823 с. ISBN 5-8291-0071-1
  2. Аспер, К. Ребёнок и самооценка [Текст] / К. Аспер. – М.: Добросвет, 2010. – 157 с. ISBN: 978-5-98227-859-3
  3. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. pereplet. ru’mist/bahtin/html. (Дата обращения: 26. 12. 2020)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год