Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Нравственное воспитание
Автор: Шульгина Елена Владимировна Овчинникова Наталья Валерьевна   
01.04.2021 08:26

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

  • Воспитатель Шульгина Елена Владимировна
  • Воспитатель Овчинникова Наталья Валерьевна

БДОУ «Детский сад № 236»

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь важной и актуальной в наше время является использование игры в целях всестороннего развития личности ребенка.

 

Само понятие «ролевая игра» рассматривается в толковом словаре как форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений и может быть представлена как свободная импровизация, не подчиненная жестам и правилам. Понятие сюжет в «Большой энциклопедии Кирилла и Мифодия» трактуется как способ развертывания событий, последовательность и мотивация, пространственно — временная динамика изображаемого. Cюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В структуре игры, как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.

В своей практике мы стараемся больше уделять время сюжетно-ролевым играм, потому что что дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям, в играх детей в настоящее время наблюдается много негатива, дети отображают неумение вести себя в обществе, жестокость, неуважение к старшим. В детском саду нельзя работать не играя, так как ребенок- человек играющий. Иногда смотришь на детей, которых играть не учили: игрушек полно, играй — не хочу. А дети не знают на чем остановиться, не оказалось среди них лидера, который смог бы организовать игру. Но если им помочь распределить роли, подсказать сюжет, то они и заиграют. И тогда в следующий раз им легче развернуть игровую ситуацию.

Со своими воспитанниками мы проводили следующие сюжетно-ролевые игры с целью воспитания нравственных качеств:

  • «Семья». Данная игра воспитывает у детей качества, свойственные будущим родителям (чуткость, способность к сопереживанию, развивает умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях);
  • «Летчики», «Космонавты», «Детский сад», «Дорога». Эти игры воспитывают у детей нравственно-волевые качества, готовят их к труду, Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка;
  • «Школа». Эта игра готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль школьника — прилежного ученика, учит строить взаимоотношения с окружающими;
  • «Больница». Игра воспитывает сочувствие, симпатию, жалость, внимательное отношение к другим людям, вежливость;
  • «Магазин». Данная игра воспитывает культуру поведения в общественных местах, помогает закрепить нравственные привычки говорить спасибо, пожалуйста, воспитывает дружеские взаимоотношения и другие игры.

Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, Чебурашка, Буратино. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, конструктор. Дети могут использовать игрушки – заместители. Например, песок превращается в кашу, кубик в утюг и конструктор в торт.

На основе выделенных педагогами и психологами положений о роли игры в жизни дошкольника, можно сделать вывод, что игра, тогда становится важным средством духовно-нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

Список литературы:

  1. Поддьяков Н.Н. Нравственное воспитание дошкольника. — М., 2000. 68с.
  2. Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова. — М.; «Про-свещение» 2005-320с.
  3. Изучение развития и поведения детей. / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 2006. 37с.
  4. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Ре-пиной. – М., 2006. 56с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год