Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
Нравственное воспитание
Автор: Риттер Анна Игоревна   
16.10.2019 11:59

Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношенийОрганизация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений

Целью статьи является представление опыта работы по социокультурному развитию детей на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации. Описывается модель образовательной деятельности, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый блоки, раскрываются формы и методы организации совместной деятельности детей и взрослых. Дошкольное образование претерпевает существенные изменения, подобных которым не было с момента появления детских садов в России. Актуальными являются вопросы организации образовательной деятельности воспитанников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Стандарт вводит новое понятие, определяющее особенности образовательных отношений: сотрудничество, совместный труд взрослого и ребенка, взрослых и детей. Само понятие обозначает равенство позиций, обусловленное возрастными и индивидуальными возможностями и реализованное в совместной деятельности. С позиции сотрудничества взрослый вводит ребенка в мир социокультурных ценностей, раскрывая в совместной практической деятельности их смысл и значение. Организация образовательного процесса на основе сотрудничества детей и взрослых позволяет реализовать на практике идеи «педагогики достоинства» как идеологии современного образования. «. В качестве целевых ориентиров модели выступают требования ФГОС о сотрудничестве всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, представителей общественности в социокультурном развитии детей через их приобщение к традициям семьи, общества и государства.

Закрепляется отношение к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную организацию, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей. Соответственно сформулированным целевым ориентирам выстраиваются задачи участников образовательной деятельности. Ребенок, являясь активным участником образовательных отношений, вместе с педагогом определяет направление совместной образовательной деятельности, осуществляет выбор партнеров по деятельности, игрового и дидактического материала, имеющегося в группе, места и времени деятельности, ее содержания. Педагог как ключевая фигура образовательной деятельности обеспечивает организацию взаимодействия всех сторон образовательной деятельности, создает для этого условия в группе. Задача педагога обеспечить активное участие ребенка в образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей его развития, его возможностей, интересов, способностей, гендерной принадлежности. Педагог является помощником родителей в воспитании их ребенка, способствуя развитию их педагогической компетентности, ориентации в современной образовательной политике, сохранению семейных ценностей и традиций. Кроме того, педагог выступает для детей и их родителей носителем социокультурных ценностей. Родители при сотрудничестве с педагогом определяют направления образовательной деятельности ребенка в детском саду, возможные формы собственного активного участия в ней, оказывают поддержку педагогу в его деятельности, осознанно относятся к задачам образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду. В нашей модели особенное внимание уделяется активности родителей-мужчин, тесное сотрудничество с которыми способствует формированию гендерных представлений воспитанников. Методологический блок модели связан с выбором в качестве ведущего аксиологического подхода, что обеспечивает продуктивное сотрудничество семьи и ДОО в социокультурном развитии детей на основе базовых национальных ценностей в соответствии с требованиями ФГОС

  • Содержательный блок модели включает в себя: рабочую программу образовательной деятельности, формируемую участниками образовательных отношений; организацию развивающей предметно пространственной среды, открывающую возможность для совместной деятельности детей, педагогов, родителей; содержание совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников группы (непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность во время режимных моментов, на прогулке, в разные временные отрезки пребывания ребенка в детском саду); содержание самостоятельной деятельности детей с учетом развития их личностного, творческого потенциала и двигательной активности; содержание совместной деятельности детей и родителей под руководством педагога. Технологический блок модели включает принципы, методы, средства, организации образовательной деятельности детей в сотрудничестве с педагогами и родителями.

Для организации образовательной деятельности на основе сотрудничества педагоги применяют как традиционные, общепедагогические методы (наглядные папки-передвижки, информационные стенды для родителей, словесные беседы, консультации, практические совместные праздники, экскурсии, прогулки и др.), так и современные, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, проектной деятельности детей и взрослых. К ним относятся: сайт детского сада и мини-сайты групп, крауд сорсинговая платформа детского сада, где родители и педагоги могут обмениваться мнениями, высказывать свои предложения по вопросам воспитания и развития детей. Особенный интерес вызывают у детей и взрослых детские мастер-классы: дети выступают в роли ведущих, показывая и рассказывая взрослым, как можно осваивать образовательную программу с помощью современного оборудования (например, изучать правила дорожного движения в играх с мини-роботом «Умная пчела» и с использованием интерактивного пола; узнать, почему комар кусается благодаря электронному микроскопу; с помощью LEGO построить действующую модель парка отдыха или музей военной техники и пр.)

Такие мастер классы проводятся в дни открытых дверей, открытых мероприятий, во время летнего оздоровительного отдыха. В МДОУ применяются разнообразные формы организации совместных дел семьи и образовательной организации: коллективное участие в спортивных праздниках ( «Лыжня России», «Мама, папа, я спортивная семья», «Безопасное колесо» и др.), творческих конкурсах (фестиваль детского творчества, конкурсы детского творчества), походы выходного дня, совместные акции, конкурсы и выставки семейного творчества, чаепития, праздники в детском саду с активным участием родителей и т.д. Итоговый блок заключает результаты работы по социокультурному развитию детей в условиях сотрудничества детей, родителей и педагогов. Разработка и внедрение данной модели способствовали систематизации деятельности педагогов МДОУ по реализации требований ФГОС о сотрудничестве субъектов образовательной деятельности. Применение на практике разнообразных форм и методов сотрудничества детей и взрослых способствовало развитию активности, инициативности воспитанников, их личностного и творческого потенциала. Понимание целей, задач, содержательного наполнения образовательной деятельности взрослыми участниками образовательных отношений привело к четкому осознанию своих функций в коллективном взаимодействии, способности планирования индивидуальных маршрутов развития детей в соответствии с их возможностями и особенностями и с учетом интересов семьи, детского сада и общества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год